Влияние биологических ритмов на успешность обучения
https://yadi.sk/i/zxENztUJ3S2k7D
Введение.
Почему одним людям легко вставать рано утром, а другим трудно? Почему первым легко работается с утра, а вторым - после обеда? Почему одни «клюют» носом вечером за учебником, а другие могут писать диссертации?
Еще в начале XX века стало известно, что у людей бывают разные биологические ритмы.
В человеческом организме, как и во всем живом мире, постоянно повторяются определенные явления, связанные с жизнедеятельностью клеток, органов и систем.
Среди множества биоритмов человеческого организма основным считается 24-х часовой, или суточный биоритм, в котором живет все население земли. В суточном ритме проявляется закономерная смена таких функциональных состояний человека, как сон и бодрствование, физическая активность и покой. А все функции организма (кровообращение, дыхание, пищеварение, нервная и эндокринная регуляция и др.) закономерно изменяют свою деятельность в соответствии с этими функциональными состояниями [5] .
Работоспособность человека во многом зависит от индивидуальных способностей биологических ритмов. Не всем людям свойственны однотипные колебания. Примерно треть школьников живёт, осуществляя жесточайшую диктатуру над своими биологическими ритмами. Просыпаясь рано утром под звон будильника, они заставляют себя вставать и идти в школу. И нередко опаздывают. Учителя их ругают, одноклассники смеются, но опоздания не прекращаются. И не могут прекратиться, потому что у таких людей биоритмы настроены на позднее пробуждение. А есть люди, чьи биологические часы настроены на ранний подъем и столь же ранний отбой, за что таких людей прозвали «жаворонками». Проспать они просто не могут [1] .
Именно биоритмы влияют на время нашей работоспособности и эффективность обучения. Нас заинтересовало так ли это и могут ли знания о природных особенностях человека помочь в обучении как взрослым так и школьникам.
Цель нашего исследования: определение влияния биологических ритмов на успешность обучения обучающихся класса.
Мы предположили, что тесная связь между этими показателями и позволят успешному обучению детей в классе.
Задачи: узнать мнение преподавателей о взаимосвязи биологических ритмов и качества обучения школьников;
- изучить хронотип обучающихся класса, и совпадения трех биологических ритмов;
- рассмотреть склонности, интересы обучающихся в сравнении с типом суточных биоритмов.
Объект исследования – учащиеся с различными типами суточных биоритмов.
Предмет исследования – особенности влияния типов суточных биоритмов на умственную работоспособность учащихся, успешность обучения.
Во время работы над проектом использовались такие теоретические методы, как анализ и синтез, практические методы исследования: тестирование, анкетирование и математические методы: статистические, построение диаграмм.
Наша работа может быть полезна как школьникам, принявшим участие в опросе (ведь каждому человеку необходимо знать свой индивидуальный ритм работоспособности), так и учителям школы при организации учебного процесса. Основные материалы, выводы и рекомендации, приведенные в проекте, могут быть использованы при проведении уроков биологии, ОБЖ, информационного просвещения учащихся.
|