Программа "Здоровое поколение"
https://docviewer.yandex.ru/view/
Пояснительная записка.
Ухудшение здоровья детей в России стало не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой. Поражает стремительность, с которой нарастают кризисные явления в этой сфере жизни.
Проблема здоровья, развития и воспитания детей остается важнейшей государственной проблемой. Каждое образовательное учреждение призвано обеспечить не только учебный процесс, но и ровно содействовать нормальному развитию учащихся и охране их здоровья. Это четко оговорено в ст. 51 «Закона об образовании».
Ухудшение здоровья детей и подростков связано, прежде всего, с экологическим и социально-экономическим кризисом в нашем регионе. Вместе с тем, на здоровье школьников оказывает влияние и комплекс так называемых внутришкольных факторов, включающих планировку, благоустройство и оборудование учебных помещений, их освещенность и микроклимат, общая вместимость школы. Важная роль принадлежит организации учебно-воспитательного процесса, учебной нагрузке. Приведение этих условий в соответствие с санитарными нормами и правилами абсолютно необходимо, однако педагогический аспект решения этой проблемы не может ограничиваться только созданием экологической комфортности образовательной среды. Непременным условием также является обеспечение определенного уровня валеологической грамотности учащихся, формирующей культуру здоровья и здорового образа жизни.
На основании выше изложенного хотелось бы отметить, что программа «Здоровое поколение» ориентированна на процесс формирования здорового образа жизни обучающихся школы, подростков, который должен быть непрерывным – и во времени и в пространстве. Программа раскрывает систему взаимодействия педагогического коллектива, медицинских служб, других социоструктур в решении вопросов здоровья подрастающего поколения и ранней профилактики злоупотребления психотропных веществ.
Особенностью программы «Здоровое поколение» является то, что она рассчитана на весь курс обучения детей в школе, начиная с первого класса и до выпуска из школы, а также она отражает и раскрывает методологические и организационные подходы к проблеме здоровья.
Мы считаем, что данная программа будет эффективна для решения задач по сохранению и укреплению здоровья, первичной профилактики употребления наркогенных и психотропных веществ, так как она выполняет следующие здоровьесберегающие условия:
• разработана и реализуется система оперативного, текущего и этапного контроля за состоянием здоровья учащихся — мониторинг здоровья;
- в содержание и организацию преподавания всех учебных предметов интегрированы вопросы, связанные с охраной здоровья, с учетом межпредметных связей и схемы общего структурирования учебно-тематических блоков;
- обучение строится по единицам, а не по элементам, отдается предпочтение значимому, осмысленному материалу, минимализуются чисто технические задания, учитываются закономерности угасания следа при запоминании;
- учтены индивидуальные особенности учеников, разработаны приемы работы с разными типами учащихся, особое внимание — детям группа риска;
- работой всех учителей обеспечивается достаточный уровень мотивации учащихся, они эмоционально вовлечены в процесс обучения, заинтересованы в его результатах;
- учебно-воспитательный процесс ориентирован на формирование представлений, а не на передачу знаний, на развитие личности ребенка как субъекта обучения;
- обеспечивается предупреждение переутомления учащихся, перегрузки их памяти и связанные с этим состояния дистресса путем чередования периодов напряженной работы и расслабления, адекватного восстановления после периодов интенсивной деятельности, смены видов деятельности и т.д.;
- деятельность ориентированна на применение широкого комплекса оздоровительных и профилактических мероприятий во внеучебное время;
- вся образовательная технология строится на приоритете позитивных воздействий, у ученика планомерно формируются сознание успешности его деятельности, адекватная самооценка, для чего выбираются соответствующие по сложности задания;
- учитель использует показатель успешности ученика для развития позитивных начал личности;
- оценка деятельности ученика выполняет стимулирующую роль и осуществляется не только по конечному результату, но и по процессу его достижения, обращение к прошлому — только в поисках позитивных моментов; учебный процесс ориентирован на развитие творческого начала в учебной деятельности учащихся.
Данная программа рассчитана на проведение совместной здоровьесберегающей деятельности в школе для классных руководителей, психолога, учителей физической культуры и «Основ безопасности жизнедеятельности», биологии, химии и т.д.
Программа организованна на научной основе и адекватна этапам развития и обучения обучающихся, опирается на ведомственную программу «Образование и здоровье» Министерства образования Российской Федерации. (Вестник образования, № 12, 2001г.,12-14 2002 г.) и на «Региональную целевую программу «Образование и здоровье» на 2005-2007 г.г.»
Целью программы «Здоровое поколение» является создание условий для построения здоровьесберегающего учебно-воспитательного процесса в условиях сельской школы.
В ходе ее достижения решаются следующие задачи:
- формировать, укреплять и сохранять здоровье детей всех этапов обучения в школе;
- сформировать представлений об общечеловеческих ценностях: ценность жизни, здоровья, образования, препятствующих вовлечению в наркогенную ситуацию;
-сформировать стремление эффективно и грамотно заботиться о своем здоровье, ответственно относиться к окружающей среде;
- сформировать осознанную мотивацию в сохранении собственного здоровья и здоровья других.
Ожидаемый результат:
- Повышение уровня физического, психического и эмоционального здоровья учащихся.
- Осознанное отношение детей и их родителей к состоянию здоровья как основному фактору успеха на последующих этапах жизни.
- Сформированное представление, умения и навыки активной психологической защиты от вовлечения в наркотизацию и антисоциальную деятельность.
Критериями и показателями для оценки деятельности являются:
- занятия утренней зарядкой и закаливанием, индивидуальные формы занятий;
- физическая активность на уроках физкультуры и физкультурные успехи;
- занятие спортом, туризмом, подвижными играми (танцами и др. видами физической активности), успехи в продвижении;
- физический труд дома и в школе, достижения в умении работать руками;
- исключение вредных и приобретение полезных привычек;
- питание: правильный режим питания, привычки к употреблению здоровой пищи, ее количеству и качеству;
- внимательность к личной гигиене, продвижение в опрятности;
- снижение заболеваемости школьника;
- применение знаний и навыков в самостоятельной деятельности по ведению здорового образа жизни.
|