Понедельник, 25.11.2024, 15:26
Приветствую Вас Гость

Сайт учителя физической культуры Костенюк Ларисы Викторовны

Главная » 2018 » Январь » 27 » Программа внеурочной деятельности "Сам себе МЧС"
11:41
Программа внеурочной деятельности "Сам себе МЧС"

Пояснительная записка

Авторская программа внеурочной деятельности «Сам себе МСЧ» https://docviewer.yandex.ru/view/591499292/ разработана на основе «Правил соревнований по спортивному туризму» (2008 г.), «Регламента по группе дисциплин дистанция - пешеходная» (2010 г.), «Регламент проведения соревнований по группе дисциплин «Дистанции – лыжные» (2011 г.) и «Руководства для судей и участников соревнований по технике пешеходного и лыжного туризма». А также на основе положений областных соревнований по спортивному туризму и ориентированию, пожарно-прикладным видам спорта. [13,14,15,16]

Новизной программы можно считать то, что на занятиях рассматриваются не только вопросы  и задания для участия в областных соревнованиях «Школа безопасности», «Юный спасатель», «Виват, Кузбасс!» «Академия ДЮП», но и вопросы, направленные на формирование качеств помощника спасателя в повседневной жизни, опираясь на особенности   профессиональной деятельности. В рамках первоначальной профориентации предусматривается рассмотрение таких профессий, для которых средства спортивно - оздоровительного туризма являются прикладными (пожарный, спасатель, эколог, краевед, геолог, медицинский работник и т.д.).    

Сегодня особое значение приобретает вопрос ранней профориентации в рамках социализации подростков в обществе, поэтому воспитание подростка в условиях сельской школы нуждается в радикальных изменениях, обновлении и обогащении духовной культуры, развитии новых технологий воспитания особого типа личностей, способных по-новому решать сложнейшие проблемы выживания цивилизации, имеющих полное представление о завтрашнем дне человека и человечества. [1]

В условиях стремительных перемен во всех сферах жизни для нормальной жизнедеятельности подростков нужны новые социальные впечатления и переживания, иная - внешкольная жизнь, иные возможности самовыражения, сближения с чем-то необычным, радостным, наконец, нужна ответственность за все происходящее вокруг, благоприятный для гармонического развития психологический комфорт для будущего самоопределения и самореализации. [1]

С использованием средств спортивно-оздоровительного туризма, становление личности осуществляется с новой внутренней позицией, так как через туризм происходит процесс социализации личности — воспитание высоких идеалов культурных взаимоотношений, товарищества и взаимовыручки, физическое и духовное совершенствование человека, приобретение и развитие таких: качеств, которые имеют высокую общественную ценность:

-формирование интереса на самостоятельный познавательный поиск, постановку жизненных целей, освоение и самостоятельное осуществление действий, инициативу в организации коллективного сотрудничества;

- развитие способности проектирования собственной деятельности и построению жизненных планов во временной перспективе;

- формирование у обучающегося научного типа мышления, ориентирующего на общекультурные образцы, нормы, эталоны и закономерности взаимодействия с окружающим миром. [1]

Из выше сказанного следует, что Целью работы по данной программе является:

-  подготовка к действиям в повседневной жизни, нестандартных экстремальных ситуациях,  средствами спортивно-оздоровительного туризма и пожарно-прикладным видом спорта, на основании проведения спасательных работ.

  Для достижения цели необходимо решение следующих задач:

-способствовать воспитанию гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека, изучение родного края, национальных традиций;

- выделить основные психолого-физиологические особенности подростков;

- подготовить команды для участия в областных соревнованиях по пожарно-прикладным видам спорта, по спортивному туризму и ориентированию;

- способствовать формированию у подростка первоначальных профессиональных намерений и интересов;

- определить функции спортивно-оздоровительного туризма как прикладной вид спорта для профессиональной подготовки: пожарный, спасатель, медицинский работник, эколог, краевед, геолог и т.д.

- сформировать умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности;

- научить принимать правильные решения; вести себя, согласно знаниям о природных и техногенных ка­тастрофах; выживать в чрезвычайных условиях; умению оказывать первую доврачебную помощь, навыкам действия спасателя в экстремальных ситуациях.

Отличительная черта данной программы заключается в том, что она является комплексной, так как в программе рассматриваемые вопросы объединены одной идеей: обучение действиям и основам спасательных работ в различных ситуациях в повседневной жизни, в автономии, оказании помощи при ДТП, стихийных бедствиях. Экологическая и личная безопасность, туристко - краеведческая и спортивно-туристическая оздоровительная деятельность – все эти темы отрабатываются  на практике, на которую отводиться более 85 % учебного времени. 

 Программный материал сформирован с учётом психолого-педагогических особенностей подростков. [2] Этот период разнообразных и быстрых перемен,  характеризуется:

- бурным, скачкообразным характером развития, т. е. происходящими за сравнительно короткий срок многочисленными качественными изменениями прежних особенностей, интересов и отношений ребёнка, появлением у подростка значительных субъективных трудностей и переживаний;

- стремлением подростка к общению и совместной деятельности со сверстниками;

- особой чувствительностью к морально-этическому «кодексу товарищества», в котором заданы важнейшие нормы социального поведения взрослого мира;

- процессом перехода от детства к взрослости, отражающимся в его характеристике как «переходного», «трудного» или «критического»;

- обострённой, в связи с возникновением чувства взрослости, восприимчивостью к усвоению норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых и в их отношениях, порождающей интенсивное формирование на данном возрастном этапе нравственных понятий и убеждений, выработку принципов, моральное развитие личности;

- сложными поведенческими проявлениями, вызванными противоречием между потребностью в признании их взрослыми со стороны окружающих и собственной неуверенностью в этом (нормативный кризис с его кульминационной точкой подросткового кризиса независимости, проявляющегося в разных формах непослушания, сопротивления и протеста);

- изменением социальной ситуации развития — ростом информационных перегрузок и изменением характера и способа общения и социальных взаимодействий — объёмы и способы получения информации (СМИ, телевидение, Интернет). [2]

Особенности набора обучающихся заключаются в том, что принимаются все желающие на основании проведения предварительной работы включающей в себя: презентацию деятельности, беседы, экскурсии. Следующий этап работы по набору обучающихся заключается в определении базовых знаний через анкетирование. В вопросы анкетирования включаются вопросы и ситуационные задачи для выявления уровня заинтересованности, физической подготовки, жизненных позиций и коммуникативных качеств обучающихся.

  Режим занятий обусловлен нормативно-правовой базой общеобразовательной, ориентированной на обучение детей в основной средней школе. Программа внеурочной деятельности «Сам себе МЧС» рассчитана на пять лет обучения, с 5-9 класс. На реализацию программы отводится 1 час в неделю, 36 часов в год. Всего 180 занятий.

Для проведения занятий предлагаются различные формы деятельности: индивидуальные или групповые учебные задания, которые наделяют обучающихся функциями организации их выполнения: планирования этапов выполнения работы, отслеживания продвижения в выполнении задания, соблюдения графика подготовки и предоставления материалов, поиска необходимых ресурсов, распределения обязанностей и контроля качества выполнения работы, составление индивидуального графика подготовки к соревнованиям.

В работе используются следующие формы занятий: теоретические – беседа с использованием иллюстративного материала, гербария, моделей; с демонстрацией опытов и использованием технических средств; беседы, дебаты, акции, ролевые проекты в форме описаний, презентаций, фото и видеоматериалов, групповая дискуссия, составление памяток и рекомендаций;

- практические занятия – в помещении и на местности – соревнования, наблюдение, игры (с готовыми правилами; игры-состязания, игры-соревнования, конкурсы, дидактические игры, сюжетно-ролевые), экскурсии-практикумы на учебную экологическую тропу, детский экологический проект, экологические и туристические слёты, походы по родному краю. Обучающиеся ведут краеведческую, поисковую, экологическую работу в туристических походах и экскурсиях, путешествиях и экспедициях. Составляют правильный режим занятий физической культурой, спортом, туризмом, рацион здорового питания, режим дня, учёбы и отдыха с учётом экологических факторов окружающей среды и контролируют их выполнение в различных формах мониторинга.

Обучающийся, прошедший обучение по программе - это разносторонняя, гармонично развитая, социально активная личность, обладающая навыками действия в экстремальных ситуациях, а также высоким уровнем профессионального самоопределения и здоровья, должен:

- обладать глубокими знаниями и навыками по направлению профессиональной подготовки;

- иметь свою мировоззренческую позицию, нравственные идеалы, гуманистические ценности, соблюдать общечеловеческие нормы гуманистической морали;

- уважать Конституцию, государственную символику и законы Российского государства, обладать социальной ответственностью, гражданским мужеством, внутренней свободой и чувством собственного достоинства, способностью к объективной самооценке;

- обладать высокой социальной активностью во всех сферах жизнедеятельности, стремлением к поиску нового и способностью находить нестандартные решения жизненных проблем;

- уметь сочетать свои интересы с интересами общества;

- уметь работать в коллективе, с уважением и вниманием относиться к другим людям, их мнению и интересам;

- обладать навыками выживания в природной среде, уметь пользоваться природными ресурсами, организовать досуговую, исследовательскую деятельность, передавать опыт жизни в природной среде.

Для отслеживания результативности деятельности по программе используются следующие виды контроля:

- начальный контроль необходим педагогу, во-первых, для знакомства с обучающимися, определения и подбора методов, видов деятельности в соответствии с интересами и склонностями обучающихся;

- текущий контроль включает в себя: сбор текущей информации о результатах работы, индивидуальной деятельности, сбор аналитической информации, анализ, сравнение и обобщение, прогнозирование результата участия в соревнованиях;

- промежуточный контроль необходимо проводить для коррекции деятельности педагога и обучающихся, методов, форм работы по результатам выступления на соревнованиях, как основной формой подведения итогов;

- итоговый контроль проводиться с целью отслеживания эффективности деятельности в течение реализации программы.

Для проведения итоговых результатов, необходимо отследить уровень знаний и практических умений обучающихся.

Формы подведения итогов:

-участие в соревнованиях, слетах, походах;

- оформление альбомов;

- отработка необходимых туристических навыков: укладка рюкзака, вязание  простейших узлов.

- разработка «Памяток» для туриста о нормах и правилах туристского природопользования.

- подготовка к мини-походу;

-составление карточек, топографических карт, фото и видеосюжетов.
                   

Литература

  1. Ананьев П.Б. Влияние на здоровье детей основных факторов,
    формирующих среду обитания[Текст]/ Автореф. дис. — М., 2000.- 240с.
  2. Коробкина С.А. Адаптация учащихся на сложных возрастных этапах: система работы с детьми, родителями, педагогами [Текст] / С.А.Коробкина. – Волгоград: Учитель, 2010. – 238с.
  3. Туристическая игротека [Текст] / Учеб.-метод.пособие/ Под ред.Ю.С.Константинова. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2000. – 112 с.: ил. – (Воспитание и доп.образование детей).
  4. Основы безопасности жизнедеятельности. Автономное существование в природных условиях. 9 класс: элективный курс [Текст] /авт.-сост. О.В.Павлова. – Волгоград: Учитель,2007.-254 с.
  5. Спортивное ориентирование: Учебно-методическое пособие. [Текст] /  - Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2004. - 20 с. Год издания: 2004 ВУЗ: Уральский государственный технический университет Регион РФ: Свердловская область/Авт.: Дьяков А.С., Яговкин А.Ю.
  6. Соревнования туристов. Пешеходный туризм [Текст] /Автор: Кодыш Э.Н.-Издательство: Физкультура и спорт Год: 1990.-  175с. Формат: pdfРазмер: 5,27 мб.
  7. В мире ориентиров [Текст] / Автор: Меньчуков А.Е. Издательство: Мысль, Москва, 1996. - 284 с.
  8. Пожарная безопасность вашего дома. Профилактика возгораний и пожаров./ [Текст] / Издательство: МЧС России Год: 2012
  9.  Пожарная безопасность /[Текст] / Автор: Баратов А.Н., Пчелинцев В.А. Издательство: М.: Издательство Ассоциации строительных вузов Год: 2006 Страниц: 144
  10. Фефилова Л.К. Как выжить в экстремальной ситуации. Это должен знать и уметь каждый. [Текст] / -М.:Миклош, 2011,123 с.
  11. Обеспечение безопасности жизнедеятельности. В 2 книгах. Книга 1. Личная безопасность /[Текст] /  авт. – В.Ю.Микрюков. – Высшая школа, 2004.-480 с.
  12. Экологический туризм/[Текст] / автор: Храбовченко В.В. - Издательство: Финансы и статистика, 2004.- 208 с.
  13. Регламент проведения соревнований по группе дисциплин «Дистанции- лыжные» [Электронный ресурс] 2011 .  http://www.tmmoscow.runorm_doc/reg_play/regplay_ski_11.pdf
  14. Регламент проведения соревнований по группе дисциплин «Дистанции -пешеходные». [Электронный ресурс] 2010 .  http://www.tmmoscow.runorm_doc/reg_play/regplay10.htm
  15. Правила соревнований по спортивному туризму». [Электронный ресурс] 2008. http://www.tmmoscow.runews/rus2011/ChUgFO_pesh_usl.pdf
  16. Руководство для судей и участников соревнований по технике пешеходного и лыжного туризма. Теплоухов. [Электронный ресурс] 2000 .    http://www.raspadok.runews/site-newsrukovodstvo-dlya-sudej
  17. Методическое пособие по первой помощи для преподавателей ОБЖ. [Электронный ресурс] 2009.  

http://zhurnal.lib.ru /k/kruz_a/kkruz_anight_shift_metodika.shtml 69.

  1. Ильин А.А. «Большая энциклопедия городского выживания». /[Текст] /  М., Изд-во Эксмо, 2003. – 576 с.

Литература для обучающихся

  1. Баленко С. В. «Школа выживания». Приложение к журналу «Зарубежное военное обозрение» ч. Москва. 1992 г.
  2. Бубнов В.Г., Бубнова Н.В. «Основы медицинских знаний: Учебно-практ. пособие». – М., ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2004. – 252 с.
  3. Волович В.Г. «Академия выживания». – М., Толк, 1995. – 368 с.
  4. Воробьев Ю.Л., Локтионов Н.И., Фалеев М.И., Шахраманьян М.А., С.К.Шойгу, Шолох В.П. «Катастрофы и человек».–М., АСТ-ЛТД, 1997.–256 с.
  5. Гостюшин А. В. «Энциклопедия экстремальных ситуаций» - М., изд. «Зеркало», 199
  6. Дэвис Б. «Энциклопедия выживания и спасения», пер. с англ. – М., Вече, 1997. – 448 с.
  7. Жариков Е.С., Крушельницкий Е.Л. «Для тебя и о тебе». – М.. Просвещение, 1991.
  8. Ильин А.А. «Энциклопедия выживания в экстремальных ситуациях». – М., Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. – 384 с.
  9. Карманная энциклопедия туриста./ Автор-сост. Шабанов А.Н. – М., «Вече», 2000.
  10. Краткий справочник туриста. Автор-составитель Штюрмер Ю.А., М., Профиздат, 1985
Категория: Внеклассная, внеурочная деятельность | Просмотров: 742 | Добавил: RKD | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Меню сайта
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Январь 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz