Планирование и моделирование комплексов круговой тренировки в процессе физического воспитания школьников
https://yadi.sk/i/yhiYBV2n3S2nNH
В физическом воспитании учащихся круговая тренировка дает возможность самостоятельно приобретать знания, формировать физические качества, совершенствовать отдельные умения и навыки. В этом процессе одна из важнейших задач преподавателя должна заключаться, с одной стороны, в моделировании специальных комплексов и разработке алгоритмического предписания для их выполнения, а с другой – в умении организовать и управлять самостоятельной деятельностью учащихся на уроках физического воспитания.
В круговой тренировке под алгоритмическим предписанием понимается строгое выполнение конкретных упражнений, определенным образом подобранных и сконцентрированных в заданном временном интервале, обеспечивающих необходимое воздействие, а следовательно, быстрое развитие двигательных качеств за относительно короткий промежуток времени. На уроках физического воспитания используются упражнения для совершенствования и развития молодого организма, укрепления здоровья, приобретении совершенствовании профессионально-прикладных навыков, необходимых в будущей трудовой деятельности учащихся.
При разработке различных моделей физической подготовки необходимо:
- определить конечные цели воспитания двигательных качеств, их развитие на конкретном этапе обучения;
- провести анализ упражнений, связать их с учебным материалом, помня при этом о положительном и отрицательном переносе отдельных упражнений для того или иного навыка или умения;
- комплекс упражнений должен вписываться в определенную часть урока с учетом степени физической подготовленности группы;
- определить объем работы и отдыха на станциях при выполнении упражнений с учетом возрастных и половых различий;
- строго соблюдать последовательность выполнения упражнений и перехода от одной станции к другой, а также интервал между кругами при повторном прохождении комплекса;
- создать станционные плакаты, запрограммировав в них текстовую и образную графическую информацию;
- определить способ их размещения и хранения в процессе круговой тренировки.
Основная сущность планирования круговой тренировки заключается в том, что весь объем специально смоделированного комплекса подлежит нормированному выполнению в строго заданном временном интервале, определенной последовательности, при непременном условии постепенного перехода к прогрессирующим нагрузкам с учетом индивидуальных особенностей физического развития учащихся. При этом на всех этапах круговой тренировки сохраняется прямая и обратная связь между учителем и учащимися, ведется строгий контроль за изменением, как отдельных двигательных качеств, так и изменением уровня общей физической подготовленности учащихся.
Подбирая и составляя комплекс физических упражнений для круговой тренировки, следует учитывать различия в функциональных возможностях организма девушек и юношей, которые уже в подростковом возрасте весьма ощутимы и становятся особенно существенными в юношеский период. Физические нагрузки для девушек должны быть меньшими как по объему, так и по интенсивности по сравнению с нагрузками, используемыми на занятиях круговой тренировки с юношами (рис. 3).
Нагрузки для девушек 17—18 лет не должны превышать нагрузок, применяемых на станциях с мальчиками-подростками 14—15 лет. Не менее важной отличительной особенностью развития физических качеств у девушек во время занятий круговой тренировкой и является, постепенное наращивание нагрузки — количество станций, объем повторений упражнений, интенсивность их выполнения и т. п.
Таким образом, при правильном планировании и моделировании круговая тренировка должна быть направлена на развитие организма, укрепление органов и систем, а также повышение их функциональных возможностей.
Организация круговой тренировки на уроках физической культуры
|