Естественные препятствия
Инструктор (руководитель похода) должен подчеркнуть, что естественные препятствия, как объективные опасности лыжного маршрута, относятся к заснеженному рельефу местности и зимней гидрографии. Их включение в маршрут и сам факт преодоления составляют смысл спортивности туризма, а количество и техническая сложность являются принципиальной основой для разрядного классифицирования маршрутов. Из этого следует, что в каждом маршруте как бы запрограммирована встреча с опасностью, с определенной долей риска. Однако нужно настойчиво разъяснять, что риск а данном случае следует понимать как осмысленную необходимость действовать именно так, а не иначе, в этом, а не в другом месте, в данное время, а не в иное время. Этим подчеркивается, что степень риска зависит, прежде всего, от самого человека: чем выше его уровень знаний механизмов проявления опасных факторов препятствий, чем выше уровень тактической, технической и морально-психологической подготовленности, чем грамотнее принимаемые им решения, тем меньше он может допустить ошибок, а следовательно, самой минимальной становится степень риска.
Нетрудно убедить обучаемых, что наиболее распространенным и самым опасным препятствием лыжных маршрутов являются склоны, сложность которых, прежде всего, зависит от крутизны и характера снежного покрова и которые, в конечном итоге, определяют тактику и технику их преодоления, а также меры обеспечения безопасности. Движение по заснеженным склонам допустимо только при отсутствии лавинной опасности, обучение методике оценки которой будет рассмотрено ниже.
На примерах правильного и неправильного прохождения склонов инструктор может убедительно показать, что тактика преодоления склонов сводится в основном к выбору безопасного и наименее трудоемкого пути движения и способов страховки. Техническую подготовленность участников характеризует умение пользоваться в зависимости от состояния склона, различными приемами движения и самостраховки. Для обеспечения безопасности особенно важно своевременно применять наиболее надежные способы и средства страховки и самостраховки, например, кошки следует одевать до вступления на настовый или обледенелый участок пути и др.
Экономия сил и сохранение работоспособности при длительных подъемах достигается размеренным движением с несколько замедленным ритмом. При движении без лыж расстояние между ступенями должно быть не менее ширины шага самого низкого участника группы: широкий шаг при подъеме требует больших усилий и быстро утомляет, а при спуске - разрушает ступени и превращает путь спуска в глубокую траншею с разрыхленным снегом.
Всему этому должны научить туристов-лыжников инструкторы или руководители походных групп. Все это должны знать, а самое главное - уметь делать туристы-лыжники. Инструктор (руководитель) должны использовать каждый встречающийся на учебном маршруте склон для обучения навыкам его оценки, способам его преодоления и страховки.
Снежные склоны (склоны, покрытые глубоким неуплотненным снегом) рекомендуется преодолевать без лыж, выбирая путь прямо вверх или вниз или коротким траверсом, при этом следует ступать след в след, утаптывая ступени постепенным спрессовыванием снега. Ногу необходимо ставить на всю ступню, плавно перенося вес тела со ступеньки на ступеньку. Нельзя слишком наклонять корпус тела к склону - это увеличивает опасность падения.
На крутых снежных склонах следует обучить организации страховки через, лыжи: одну воткнуть вертикально к поверхности склона на глубину до грузовой площади (кантами вниз по склону, чтобы с них не рвать веревку), а с помощью двух других, положенных боком в снег, образовать крестообразную опору вертикальной лыже При этом лыжа "А" предохраняет воткнутую лыжу от бокового заваливания в момент натяжения веревки в начале падения страхуемого, а лыжа "Б" - от ее выдергивания в момент рывка.
При спуске, когда ниже преодолеваемого находится более крутой и опасный участок склона, необходимо организовать страховку с помощью вертикальных перил и схватывающего узла или зажим. Двигаться в этом случае можно ступеньками на лыжах или без них.
Настовые и ледовые склоны могут доставить много неприятностей для тех, кто попытается преодолевать их без кошек или без рубки ступеней - наибольшее число падений и срывов происходит именно с такими группами. Для убедительности инструктор может воспользоваться методом "от противного": подобрав неопасный обледенелый склон, обязать всех преодолеть его без лыж, в бахилах.
На склонах до 30° рекомендуется подниматься с надетыми кошками, ступая елочкой и разворачивая носки тем шире, чем круче склон. На склонах до 40°, при подъеме зигзагом и траверсировании верхнюю по склону ступню нужно ставить горизонтально, а вторую - носком вниз (рис. 16). На участках круче 40° следует подниматься на носковых зубьях кошек с опорой на склон клювом ледоруба*.
Особое внимание следует уделить обучению технике движения и страховки в связке, тактические возможности которых подробно рассмотрены в книге мастера спорта Н. Волкова, откуда позаимствовано изложенное ниже.
Основным тактическим вариантом парной связки является попеременное движение участников в роли передового и страхующего по следующим этапам: организация страховки и самостраховки участником № 1, движение участника № 2 в качестве передового, организация им страховки и самостраховки; снятие страховки участником № 1, его движение на страховке до участника № 2 и далее в качестве передового, организация страховки и самостраховки участником № 1;
снятие страховки участником № 2, его движение на страховке до участника № 1 и далее в качестве передового и т. д . Во втором варианте парной связки в качестве передового постоянно действует один человек, а второй - только обеспечивает страховку и двигается по готовому пути. В отличие от первого варианта в нем появился новый элемент - смена страхующего.
Связка из трех человек имеет больше вариантов тактического построения, выбор которых зависит от характера местности, технической подготовленности и состояния участников. По сравнению с парной связкой они проигрывают в мобильности, но более предпочтительны двойной страховкой одного участника, что особенно важно на участках, где одинарная страховка не обеспечивает полной надежности**.
На склонах с не очень твердым снегом при подъеме и спуске лицом к склону ступени выбиваются носком ботинка.
Двигаться нужно с обязательной опорой на две точки: нога и ледоруб (лыжные палки), когда другой ногой выбиваются ступени и две ноги - при перестановке ледоруба. При спуске лицом от склона ступени выбиваются каблуками с одновременной опорой на штырек ледоруба (лыжные палки).
Ступени в насте и льде следует вырубать примерно через .30 см одна от другой. На склонах до 45° ледоруб нужно держать обеими руками, делая из каждой позиции две ступеньки, начиная с верхней. На более крутых склонах ступени рубятся полуторной длины, а переступание производится приставным шагом. Ледоруб удерживается одной рукой, а другая используется для подстраховки. При спуске ступени рубятся двойной длины*.
Замерзшие водопады, при невозможности обхода, преодолеваются по правилам движения по крутым ледовым склонам со страховкой. Инструктор должен напомнить, что при рубке ступеней нередко выступает, а иногда и фонтанирует вода - и тогда намокшая и обледеневшая обувь и одежда затрудняют четкое выполнение страховочных приемов. При движении по заснеженным участкам следует прощупывать ледорубом (лыжными палками) прикрытые снегом места незамерзшей воды, весьма опасные при провале в них человека.
Заснеженные гребни с карнизами следует проходить с наветренной стороны ниже предполагаемой линии возможного отрыва карниза (ее можно определить, посмотрев на склон со стороны карниза) в связке со страховкой, которую организуют на 1-2 м ниже пути движения. Инструктор (руководитель) должен внушить обучаемым, что выход на гребень при сильном ветре и плохой видимости, подход к краю карниза и спуск с него недопустимы. В случае необходимости преодоления карниза надув в самой безопасной и менее выступающей части обрушивается или в нем прорывается щель.
Замерзшие озера и реки. Прежде всего инструктор должен показать, где образуются наиболее опасные участки с тонким льдом или заснеженные промоины: в местах впадения в озеро (реку) реки или вытекания реки из озера, а также у крутых берегов на резких изгибах реки. Такие места, обычно заблаговременно наблюдаемые или предполагаемые, у группы всегда имеется возможность обойти. Самую серьезную опасность представляют ключи с более теплой водой вдали от берега - провалы в таких местах происходят неожиданно, при отсутствии мер страховки. Единственным признаком ключевой промоины льда может служить выступившая на лыжне вода, которая может появиться и по другим причинам. Встретив такое место, группа должна обойти его, уклоняясь в сторону до тех пор, пока на лыжне не перестанет проступать вода.
При вынужденном движении по опасному участку инструктор должен показать, какие необходимо принять меры предосторожности: рюкзак нести на одном плече, снять с рук темляки палок, ослабить крепление лыж, выдерживать интервалы не менее 10 м. Первый участник, кроме того, должен двигаться на страховке. Страхующему надлежит находиться выше по течению реки, чтобы не допустить затягивания провалившегося под лед. При провале необходимо быстро освободиться от рюкзака и лыж, опереться палками или руками на закраину льдины и, помогая движением ног, подняться на лед и отползти от места провала. Оказывая помощь, участники не должны собираться все вместе и подходить близко к провалу. Провалившемуся, если он не был застрахован веревкой, следует кинуть ее или подтолкнуть лыжей, которую он также может использовать, как опору при вылезании на лед.
При движении по заснеженному руслу горной реки особую опасность представляют провалы снежных мостов над закрытыми промоинами, которые обычно образуются на стрежне между валунами и ближе к крутому берегу у резкого изгиба реки. Открытые промоины следует обходить "прижимаясь" к излучине, где более мелко, меньше скорость течения и прочнее лед и где провал не так опасен.
Наледи, кроме неприятных моментов при падении на сырой лед, могут стать причиной ушибов и травм только при неосмотрительно быстрых спусках на лыжах, на понижающихся участках реки, особенно на порогах и водопадах. В последнем случае падение может стать 'причиной более серьезных последствий. Спускаться на таких участках необходимо на кошках. Сырые наледи необходимо проходить как можно быстрее, чтобы не допустить промокания обуви.
Трещины в ледниках. Необходимо иметь в виду, что даже в среднегорье (Алтай, Саяны, Забайкалье, Якутия, горы Бырранга и др.), где пролегает большинство лыжных маршрутов, встречаются ледники, опасные закрытыми трещинами. Используя схему и реальную местность, инструктор должен показать, где образуются на леднике трещины: у внешних изгибов-радиальные, расходящиеся веером от места внутреннего изгиба и расширяющиеся к внешней стороне изгиба, в местах перегиба - поперечные с наружным или внутренним расширением, а при выходе ледника в широкую долину-продольные трещины.
Двигаться по леднику надлежит след в след в связке, как правило, из трех человек с тщательным зондированием снега в подозрительных местах. Наиболее правильный путь движения на участке изгиба - ближе к его внутренней стороне. На расширяющейся части ледника следует двигаться "веером". Движение друг за другом параллельно продольной оси ледника, может привести к проваливанию всей связки в одну трещину, выпуклые участки ледника характеризуются обилием хаотически расходящихся трещин. Движения по таким участкам следует избегать или проходить их после тщательной разведки и в связке*.
Прежде чем отрабатывать тактику и технику движения по ледникам, необходимо научить оказывать помощь провалившемуся в трещину. Из множества способов подъема из трещины, описанных в альпинистской литературе**, целесообразно обучить самому простому - подъем на страхующей веревке (рис. 18). Пострадавшего вначале необходимо опустить до полки или дна трещины, чтобы под ослабленную веревку можно было подложить две 'связанные лыжи (скользящими поверхностями к снегу), вытащить на другой веревке рюкзак, лыжи и палки пострадавшего. Затем группа, взявшись за основную веревку общими усилиями поднимает провалившегося до уровня поверхности ледника, закрепляет веревку, а двое, предварительно застрахованных, помогают провалившемуся вылезти из трещины.
Туристы должны знать, что неумение правильно оценивать реальные условия снежной обстановки отражает "опасность неопытности" и свидетельствует о незнании механизмов лавинообразования и лавинной опасности. Причины лавин связаны с характером склонов, природой снежного кристалла, его формами, процессами образования снежного покрова и изменениями, которые происходят в его толщах под влиянием температуры, ветра, тяжести снега и многих других скрытых явлений. Их понимание и оценка в тонкостях доступны лишь специалистам. Однако существует много видимых признаков, зная которые, можно с достоверной определенностью охарактеризовать лавиноопасность склона.
Обучение методике оценки лавиноопасности склона лучше всего проводить во время походов в горной местности. Однако можно использовать фотографии перевалов, особенно тех, с которых зафиксирован сход лавин.
Подойдя к склону, по которому намечен маршрут, инструктор (руководитель группы) должен предостеречь участников от поспешных попыток его преодоления без оценки лавиноопасности, которую целесообразно проводить в такой последовательности:
влияние формы склонов на снегонакопление и возможные пути схода лавин;
зависимость устойчивости снежного покрова от микрорельефа, растительного покрова и грунтовых вод;
характер снежного покрова;
влияние условий погоды на лавиноопасность склона.
Оценивая крутизну, форму и ориентацию склона, следует иметь в виду, что они формируют снегонакопление и определяют динамику снежной массы. Необходимо помнить, что любой заснеженный склон практически лавиноопасен. Наибольшую опасность, даже при незначительном количестве снега, представляют склоны от 25 до 50°, поскольку на них хорошо удерживается выпадающий и "переносной" снег, накапливаясь до критической массы. Отмечаются случаи схода лавин со склонов крутизной в 15-20°. Склоны круче 60° обычно считаются нелавиноопасными: снег с них скатывается, не накапливаясь, в количествах, достаточных для образования лавин.
Особую осторожность необходимо соблюдать при встрече с полого вогнутой формой склона, в понижении которой скапливаются большие массы снега, готовые низвергнуться, стоит только подрезать снежный покров лыжным следом. Самое правильное решение - обойти стороной такое место.
На склонах смешанной формы (рис. 19) отрыв лавины обычно происходит на участке перегиба, характеризующегося неустойчивостью снежного покрова, в силу расположенного ниже участка оползания снега. Выход группы на такой участок нарушает устойчивое состояние, что приводит к превышению предела прочности я разрыву слоя снега в зоне максимального напряжения и, как следствие, - лавине. Опасность такой лавины заключается в том, что на группу обрушивается масса снега, набравшего большую скорость, поскольку отрыв обычно происходит значительно выше группы. Пересекать такой склон наиболее безопасно на выположенном участке выше перегиба.
Наиболее лавиноопасными являются предперевальные верховья лощин, в которых обильное снегонакопление формируется на трех сторонах и с каждой из них возможен сход лавины. Немало несчастных случаев произошло именно в таких местах. Самым безопасным путем преодоления таких участков является отказ от движения с подрезанием снега на склоне. Правы те руководители групп, которые поднимаются на перевал, "прижимаясь" к гребню одного из боковых отрогов и идут выше границы основного снегосбора или по гребню отрога, и те инструкторы, которые этому обучают.
Основная часть лыжных маршрутов в горной местности проходит по долинам. Наибольшую лавинную опасность представляют узкие с крутыми безлесными склонами У-образные долины и долины каньонного типа. Не менее опасны "корытообразные" безлесные долины (рис. 20). Лавина, сорвавшись с одного склона, нередко пересекает всю долину, перехлестывает на другой склон я вызывает сход лавины с противоположного склона. Такие долины не следует включать в маршрут. В случае невозможности обхода проходить их нужно со всеми мерами предосторожности по одному с интервалами на всю длину опасного участка.
Как бы ни были удобны и выгодны для достижения цели заснеженные кулуары и желоба, движение по ним сопряжено с большими опасностями, а поэтому их не следует использовать как путь подъема или спуска группы.
Микрорельеф, растительный покров и грунтовые воды при любых формах рельефа существенным образом влияют на лавиноопасность склонов.
Склон с большим количеством незасыпанных снегом каменей, особенно торчащих вертикально или с наклоном к гребню, практически нелавиноопасен. Каменные плиты, ориентированные вниз, слабо удерживают снег. На таком склоне лавины неизбежны. Травяная подстилка значительно уменьшает сцепление снега со склоном, является скользящей поверхностью и увеличивает возможность схода лавин.
Инструктор должен подчеркнуть, что поросший лесом склон наиболее безопасен. Однако сход лавин возможен и тут: об этом говорят "прочесы" - постепенно суживающиеся кверху широкие просеки, где растут отдельные деревья и кусты, деформированные снежными потоками. Внизу прочесов могут быть нагромождения поваленных деревьев. Пересекать "прочесы" в середине или внизу очень опасно, самое благоразумное решение - обойти значительно ниже возможного выноса лавины или подняться и перейти на другую сторону по границе леса.
Туристы должны знать, что влияние грунтовых вод на формирование, и состояние снежного покрова неоднозначно. В некоторых случаях, смоченный и смерзшийся снег представляет единый монолит с грунтом и является одним из безопасных участков движения. Но чаще грунтовые воды "глянцуют" большие участки снега, на которых новые снежные наслоения удерживаются слабо, и достаточно незначительной нагрузки или нарушения сцепления, чтобы сошла лавина. Такие участки можно распознать по отдельным "блюдцам" или "языкам" оледенения, с которых сдут снег. Очень часто грунтовые воды не проступают на поверхность снега, а, смачивая подстилающий грунт, превращают его в скользящую поверхность. Надо обращать внимание на замерзшие струйки воды или сосульки, свисающие с отдельных камней или крутых участков склона: это выход грунтовых вод, уменьшающий сцепление снега с поверхностью склона.
Характеристика снежного покрова. Не вдаваясь в глубокий и подробный разбор состояния и свойств снега, инструктору (руководителю похода) следует сосредоточить внимание лишь на его внешних признаках и различиях, оценка которых доступна каждому туристу и может стать достаточным основанием для определения опасности состояния снега.
Оценивая характер снега, следует выяснить толщину снежного покрова, памятуя, что лавины начинают сходить уже при слое в 50 см. Затем необходимо установить, какой на склоне снег - новый или старый с их множеством разновидностей, по-разному проявляющих свою лавинную опасность. Опасными разновидностями свежевыпавшего снега является порошковый и плотный снег.
Порошковый (сухой в виде хлопьев или пуха) снег, выпадающий при .минусовых температурах и безветрии, даже незначительной толщины, лежащий на уплотненном или настовом склоне, очень опасен. И если он сползает под тяжестью лыжника, обнажая плотный слой, считайте, что получили предупреждение прекратить дальнейшее движение. Порошковый снег порождает пылевые лавины, особенно опасные удушающим действием.
Плотный снег образуется из порошкового под воздействием ветра или плюсовых температур, а также в результате метелевого переноса, ранее выпавшего сухого снега (поэтому его в обиходе и называют "переносной"). Плотный снег формируется в виде прочного слоя - доски, которая на наветренных сторонах обретает большую плотность. Такой снег порождает особо опасные и чаще всего встречающиеся лавины-"снежные доски". Очень сильно уплотненный слой снега называется ветровым настом. Его поверхность обычно не имеет покрывающего ледяного слоя. На подветренной стороне склона переносной снег нагромождается в виде карнизов или подушек - надувов значительных масс рыхлого снега,- который обычно плохо держится на склоне, и достаточно незначительных перегрузок, чтобы вызвать лавину.
Разновидностями старого снега являются фирн и наст. Фирн представляет массу льдистых зерен, слабо сцепленных между собой. Из влажного и сырого фирна образуются мокрые лавины, обладающие огромной разрушительной силой и цементирующим действием. Оказаться в такой лавине даже на короткое время - смертельная опасность! Сырой фирн, покрывшийся от мороза ледяной коркой, становится настом, который является хорошим слоем скольжения для свежевыпавшего снега.
В толще снега происходит множество скрытых процессов. Один из них - образование глубинного инея, своеобразной коррозии снега, - обладает опасным свойством: образует слой слабого сцепления, по которому при малейшем воздействии (падение комка снега, крик, выстрел сигнальной ракеты, выход человека и др.) срываются лавины. Этот процесс не дает следов на поверхности снега. Единственный сигнал предупреждения - характерный глухой звук, похожий на "у-у-ух", который издает оседающий снег. Оседание снега вовсе не увеличивает сцепления слоев и не уменьшает опасности схода лавин. Чтобы убедиться, не попали ли вы на снег с глубокой изморозью, выкопайте ямку. Если между плотными слоями обнаружится рыхлый слой снега, состоящий как бы из мельчайших ледяных шариков или кристаллов, которые словно песок ссыпаются с руки и из них не вылепишь снежка, значит надо быть осторожнее.
Температура, ветер, освещенность склона и влажность воздуха - факторы, составляющие "смертельно опасные условия погоды", под влиянием которых формируются отрицательные свойства и опасное состояние снежного покрова, что нужно всегда принимать во внимание при окончательных выводах о степени лавинной опасности склона. Поэтому, отправляясь в поход, необходимо собрать максимум сведений о том, какая была погода в начале сезона, ибо она оказывает решающее влияние не только на формирование, но и на последующее поведение снежного покрова. Незнание предшествующей погоды может существенно исказить итоги оценок снежной обстановки.
Плюсовая температура, повышенная влажность воздуха и теплый ветер утяжеляют снег, что приводит к перегрузкам и уменьшению сцепления. Такое состояние снега следует оценивать, как весьма лавиноопасное.
Солнечная радиация, глубоко проникая в толщи снега, разрыхляет его. Не случайно поэтому большинство случаев гибели в лавинах происходит на склонах южной экспозиции в самое теплое время дня - от 12 до 16 часов. Памятуя об этом, необходимо дневной график движения строить так, чтобы лавиноопасный склон оказывался на вашем пути ранним утром, а времени до интенсивного освещения склона солнцем должно хватить на преодоление опасного участка.
Туристы должны не пренебрегать этим известным и выстраданным правилом.
С наступлением весны талые воды, просачиваясь до грунта, уменьшают сцепление снега с ним и увеличивают эффект скольжения. Даже на безопасных склонах появляются "снежные улитки" (самопроизвольное образование и скатывание со склона снежных колобков) и небольшие лавины. Пропитавшийся водой снег плохо удерживается на склонах. Единственно правильное решение - прекратить маршрут и безопасным путем по долинам рек и лесным участкам выйти к ближайшей станции.
Однако не только потепление, но резкое и длительное похолодание может стать причиной повышенной лавинной опасности: сжатие снега приводит к образованию критических перегрузок в зоне максимального растяжения, что способствует отрыву в местах перегибов "снежных досок".
В походной практике туристы вынуждены одновременно оценивать многие признаки и явления, связанные с лавинной опасностью. Тут-то и проявляется уровень тактического мышления, свидетельствующий о действительном мастерстве руководителя и группы, их зрелости и рассудительности - признаках подлинного мужества.
|