Общие физиологические закономерности роста и развития организма человека
https://yadi.sk/i/x6T3Hq9V3S2nqN
1.Периодизация и гетерохронность развития
2.Сенситивные периоды
3.Влияние наследственности и окружающей среды на развитие организма
4.Акселерация эпохальная и индивидуальная, биологический и паспортный возраст
1.Периодизация и гетерохронность развития
Под развитием понимают 3 основных процесса: 1) рост — увеличение числа клеток (в костях, легких и других органах) или увеличение размеров клеток (в мышцах и нервной ткани), т.е. количественный процесс; 2) дифференцирование органов и тканей; 3) формообразование, т.е. качественные изменения. Эти процессы тесно взаимосвязаны. Например, ускоренный рост тела замедляет процессы формообразования, дифференцирования тканей, развитие вторичных половых признаков, а усиленные процессы полового развития замедляют рост тела, нарастание мышечной массы.
Весь жизненный цикл (после рождения человека) делится на отдельные возрастные периоды, т. е. отрезки времени онтогенеза, каждый из которых характеризуется своими специфическими особенностями организма — функциональными, биохимическими, морфологическими и психологическими.
Возрастная периодизация основана на комплексе признаков: размеры тела и отдельных органов, их масса, окостенение скелета (костный возраст), прорезывание зубов (зубной возраст), развитие желез внутренней секреции, степень полового созревания (баллы полового развития), развитие мышечной силы и пр.
С учетом количественных и качественных изменений в организме различают следующие возрастные периоды:
1-10дней — новорожденный; 10 дней-1 год — грудной возраст; 1-3 года —раннее детство; 4-7 лет — первое детство, 8-12 лет — мальчики и 8-11 лет — девочки — второе детство; 13-16 лет — мальчики и 12-15 лет—девочки—подростки; 17-21 год —юноши и 16-20 лет —девушки — юношеский; 22-35 лет —первый зрелый; 35-60 лет — мужчины и 35-55 лет—женщины — второй зрелый; 60-74 года — пожилой; 75-90 лет — старческий; 90 лет и более—долгожители.
В связи со школьным обучением выделяют дошкольный возраст до6-7лет, младший школьный (до9-10лет), средний (до 13-14лет) и старший школьный возраст (до 16-17 лет, а в связи с продлением до 12-летнего срока обучения в школе — до 18-19 лет).
Особо отмечают период полового созревания (так называемый переходный или пубертатный период (греч.. пубертис — оперение), выделяя препубертатный период (11-13 лет), 1 фазу пубертата — мальчики 13-15 лет и девочки 11-13 лет, 2 фазу пубертата — мальчики 15-17 лет и девочки 13-15 лет. В этот период происходит существенная гормональная перестройка в организме, развитие вторичных половых признаков, заметное ухудшение условно-рефлекторной деятельности, двигательных навыков, увеличиваются вегетативные изменения при нагрузках, возрастает утомление, затрудняется речь, отмечается неуравновешенность эмоциональных реакций и поведения. Заметным является пубертатный скачок роста — значительный годовой прирост длины тела—у девочек около 13 лет, у мальчиков — около 14лет.
|