Программа внеурочной деятельности «Сам себе МЧС»
Для обучающихся 5-9 классов
https://yadi.sk/i/bFG6p7hQ3SjR2N
Пояснительная записка
Авторская программа внеурочной деятельности «Сам себе МСЧ» разработана на основе «Правил соревнований по спортивному туризму» (2008 г.), «Регламента по группе дисциплин дистанция - пешеходная» (2010 г.), «Регламент проведения соревнований по группе дисциплин «Дистанции – лыжные» (2011 г.) и «Руководства для судей и участников соревнований по технике пешеходного и лыжного туризма». А также на основе положений областных соревнований по спортивному туризму и ориентированию, пожарно-прикладным видам спорта. [13,14,15,16]
Новизной программы можно считать то, что на занятиях рассматриваются не только вопросы и задания для участия в областных соревнованиях «Школа безопасности», «Юный спасатель», «Виват, Кузбасс!» «Академия ДЮП», но и вопросы, направленные на формирование качеств помощника спасателя в повседневной жизни, опираясь на особенности профессиональной деятельности. В рамках первоначальной профориентации предусматривается рассмотрение таких профессий, для которых средства спортивно - оздоровительного туризма являются прикладными (пожарный, спасатель, эколог, краевед, геолог, медицинский работник и т.д.).
Сегодня особое значение приобретает вопрос ранней профориентации в рамках социализации подростков в обществе, поэтому воспитание подростка в условиях сельской школы нуждается в радикальных изменениях, обновлении и обогащении духовной культуры, развитии новых технологий воспитания особого типа личностей, способных по-новому решать сложнейшие проблемы выживания цивилизации, имеющих полное представление о завтрашнем дне человека и человечества. [1]
В условиях стремительных перемен во всех сферах жизни для нормальной жизнедеятельности подростков нужны новые социальные впечатления и переживания, иная - внешкольная жизнь, иные возможности самовыражения, сближения с чем-то необычным, радостным, наконец, нужна ответственность за все происходящее вокруг, благоприятный для гармонического развития психологический комфорт для будущего самоопределения и самореализации. [1]
С использованием средств спортивно-оздоровительного туризма, становление личности осуществляется с новой внутренней позицией, так как через туризм происходит процесс социализации личности — воспитание высоких идеалов культурных взаимоотношений, товарищества и взаимовыручки, физическое и духовное совершенствование человека, приобретение и развитие таких: качеств, которые имеют высокую общественную ценность:
-формирование интереса на самостоятельный познавательный поиск, постановку жизненных целей, освоение и самостоятельное осуществление действий, инициативу в организации коллективного сотрудничества;
- развитие способности проектирования собственной деятельности и построению жизненных планов во временной перспективе;
- формирование у обучающегося научного типа мышления, ориентирующего на общекультурные образцы, нормы, эталоны и закономерности взаимодействия с окружающим миром. [1]
Из выше сказанного следует, что Целью работы по данной программе является:
- подготовка к действиям в повседневной жизни, нестандартных экстремальных ситуациях, средствами спортивно-оздоровительного туризма и пожарно-прикладным видом спорта, на основании проведения спасательных работ.
Для достижения цели необходимо решение следующих задач:
-способствовать воспитанию гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека, изучение родного края, национальных традиций;
- выделить основные психолого-физиологические особенности подростков;
- подготовить команды для участия в областных соревнованиях по пожарно-прикладным видам спорта, по спортивному туризму и ориентированию;
- способствовать формированию у подростка первоначальных профессиональных намерений и интересов;
- определить функции спортивно-оздоровительного туризма как прикладной вид спорта для профессиональной подготовки: пожарный, спасатель, медицинский работник, эколог, краевед, геолог и т.д.
- сформировать умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности;
- научить принимать правильные решения; вести себя, согласно знаниям о природных и техногенных катастрофах; выживать в чрезвычайных условиях; умению оказывать первую доврачебную помощь, навыкам действия спасателя в экстремальных ситуациях.
Отличительная черта данной программы заключается в том, что она является комплексной, так как в программе рассматриваемые вопросы объединены одной идеей: обучение действиям и основам спасательных работ в различных ситуациях в повседневной жизни, в автономии, оказании помощи при ДТП, стихийных бедствиях. Экологическая и личная безопасность, туристко - краеведческая и спортивно-туристическая оздоровительная деятельность – все эти темы отрабатываются на практике, на которую отводиться более 85 % учебного времени.
Программный материал сформирован с учётом психолого-педагогических особенностей подростков. [2] Этот период разнообразных и быстрых перемен,характеризуется:
- бурным, скачкообразным характером развития, т. е. происходящими за сравнительно короткий срок многочисленными качественными изменениями прежних особенностей, интересов и отношений ребёнка, появлением у подростка значительных субъективных трудностей и переживаний;
- стремлением подростка к общению и совместной деятельности со сверстниками;
- особой чувствительностью к морально-этическому «кодексу товарищества», в котором заданы важнейшие нормы социального поведения взрослого мира;
- процессом перехода от детства к взрослости, отражающимся в его характеристике как «переходного», «трудного» или «критического»;
- обострённой, в связи с возникновением чувства взрослости, восприимчивостью к усвоению норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых и в их отношениях, порождающей интенсивное формирование на данном возрастном этапе нравственных понятий и убеждений, выработку принципов, моральное развитие личности;
- сложными поведенческими проявлениями, вызванными противоречием между потребностью в признании их взрослыми со стороны окружающих и собственной неуверенностью в этом (нормативный кризис с его кульминационной точкой подросткового кризиса независимости, проявляющегося в разных формах непослушания, сопротивления и протеста);
- изменением социальной ситуации развития — ростом информационных перегрузок и изменением характера и способа общения и социальных взаимодействий — объёмы и способы получения информации (СМИ, телевидение, Интернет). [2]
|