https://yadi.sk/i/OK4PcjBv3S2kpw
Программа «С рюкзаком по родному краю»
Пояснительная записка
В условиях бурно развивающегося научно-технического прогресса деятельность человека оказывает глубокое воздействие на природу. Безграмотная хозяйственная деятельность, существование огромных городов, хищническая добыча ископаемых и их нерациональное использование, промышленные выбросы в атмосферу и водоемы – все это представляет угрозу для человечества и его существования в будущем. И сегодня как никогда возникает потребность в изменении отношения к природе, формировании экологического мышления и здорового образа жизни у обучающихся. С этой целью и была создана программа «С рюкзаком по родному краю».
Будучи по природе коллективистской, эколого-туристско-краеведческая деятельность обучает ребенка науке общения со сверстниками, взрослыми, окружающим миром, создает возможность для проявления патриотических чувств в добрых делах (прежде всего – в заботе об обитателях леса, соблюдении чистоты не только в черте города, но и за его пределами и т.п.). И не случайно наш город считается городом туристов. Этому способствует сама природа нашего края, которая манит своей красотой, разнообразием природного богатства. В походах прекрасно сочетаются элементы познания, активного отдыха, физического воспитания и спорта. Отдых на воде, чистый воздух, купание, рыбная ловля – все является хорошим средством оздоровления. Походная жизнь, преодоление естественных препятствий содействует воспитанию чувства коллективизма, дисциплины, взаимовыручки, выработке смелости, выносливости, находчивости, развивают инициативу. Этому учат и «Правила туриста», и «Кодекс юного туриста-исследователя».
Программа «С рюкзаком по родному краю» включает два блока:
1 блок. «Природа – дом туриста» (1,2-ый год обучения) - 72 часа, 1 час в неделю.
Цель – формирование у обучающихся осознанного ответственного отношения к окружающей среде, понимания целостности природы и взаимосвязи всех ее компонентов.
Задачи:
1. Показать место человека в природе как особого объекта, существа “тропического климата”, влияние хозяйственной деятельности человека (в частности, рекреационной) на окружающую природную среду.
2. Развивать навыки и умения исследовательской работы.
3. Дать знания о видах туризма и типах туристского природопользования, о степени воздействия разных видов туризма на окружающую среду.
4. Закрепить навыки и умения работы с планом школы и пришкольного участка, села, работы с компасом по определению сторон горизонта; дать первое представление о карте спортивного ориентирования.
2 блок. «Туризм и экология» (3,4-ый год обучения) - 72 часа, 1 час в неделю.
Цель: Формирование знаний о природе как взаимосвязанной системе, эколого-туристских знаний и умений природопользования (туристского, рекреационного природопользования); развитие у обучающихся познавательной и творческой активности.
Задачи:
1. Развивать знания о человеке и его месте в природе как особого объекта, влияющего своей хозяйственной деятельностью на окружающую природную среду.
2. Формировать навыки и умения исследовательской работы и творческой активности.
3. Формировать понимание зависимости степени воздействия на окружающую среду от видов туризма и типа туристского природопользования; привитие эколого-туристских навыков и умений: поведенческих (жизнеобеспечивающих, рекультивационных, побочного природопользования).
4. Продолжить формирование навыков и умений работы с планом и картой, ориентирования на местности.
|