Методика пульсометрии
Цель пульсометрии - выявить реакцию сердечно- сосудистой системы на нагрузку в процессе урока физической культуры.
Организация пульсометрии. Выделяется три этапа работы: 1. предварительная подготовка. Она включает выбор объекта исследования, оформление протокола измерений.
2. выполнение измерения. Наблюдение проводится за одним (произвольно выбранным учеником). Измеряется (в течении 10 секунд)пульс покоя до урока , а так же до и после каждого двигательного действия. Целесообразно в течении урока произвести 15-20 измерения пульса. Интервал между измерениями определяется условиями двигательной деятельности занимающегося. Измеренные показатели пульса фиксируются в протоколе
3. окончательное оформление протокола, которое включает: а) пересчет величины пульса, измеренного за 10 секунд, в минутное исчисление; б) определение в % (от пульса покоя) динамики пульса; в( анализ полученных результатов; г) вычерчивание пульсовой кривой.
Все измерения пульса проводятся на одном и том же участке тела ученика. В процессе подсчета ученик занимает стандартное положение.
Анализ полученных данных можно проводить по следующей схеме: 1) величины максимального пульса- по ним судят об интенсивности нагрузки. 2) величины т. н. ;среднего» пульса, полученного делением суммы всех измеренных показателей пульса за урок на количество этих измерений. 3) указанные величины вычисляются и анализируются за весь урок и по каждой из частей урока в отдельности 4) обсуждается динамика пульса при анализе пульсовой кривой необходимо учитывать раздел программы. Место занятий, тип урока и его содержание.
Ниже приводится протокол определения пульса и пульсовая кривая.
Протокол.
Определение пульса у ученика____________________________________класса________________________
На уроке________________________________тип урока____________________________________________
Задачи урока_________________________________________________________________________________
Наблюдение провел___________________________________________________________________________
№
п./п.
|
действия ученика
|
время подсчета пульса от начала урока
|
частота пульса
|
динамика пульса в % от покоя.
|
за 10 сек.
|
за 1 мин.
|
1
|
до урока
|
9ч.50м.
|
16
|
96
|
100
|
2
|
при в ходе в зал
|
9ч.55м.
|
18
|
108
|
108
|
3
|
в начале урока (по звонку)
|
10ч.00м.
|
16
|
96
|
100
|
4
|
построение
|
7!00!!
|
16
|
96
|
100
|
5
|
бег
|
7!30!!
|
18
|
108
|
108
|
6
|
замечание классу по поводу дисциплины
|
11!00!!
|
17
|
102
|
102
|
7
|
объяснение
|
11!30!!
|
16
|
96
|
100
|
8
|
10 прыжков вперед- назад
|
13!00!!
|
21
|
126
|
126
|
9
|
замечание классу по поводу дисциплины
|
15!00!!
|
18
|
108
|
108
|
10
|
объяснение
|
16!00!!
|
16
|
96
|
100
|
11
|
кувырки вперед
|
17!00!!
|
21
|
126
|
126
|
12
|
показ упражнения
|
18!30!!
|
18
|
108
|
108
|
13
|
из о. с.- упор присев- 2 кувырка- поворот кругом- 2 кувырка назад
|
21!00!!
|
20
|
120
|
120
|
14
|
из упора присев- перекатом назад стойка на лопатках- з раза
|
23!00!!
|
22
|
132
|
132
|
15
|
замечания по поводу техники исполнения
|
25!00!!
|
17
|
102
|
102
|
16
|
построение
|
27!00!!
|
18
|
108
|
108
|
17
|
перестроение
|
28!00!!
|
17
|
102
|
102
|
18
|
объяснение
|
29!00!!
|
16
|
96
|
100
|
19
|
упр. для мышц брюшного пресса (10 раз)- 2 попытки
|
37!00!!
|
21
|
126
|
126
|
20
|
отдых
|
39!00!!
|
18
|
108
|
108
|
21
|
построение в 1 шеренгу
|
41!00!!
|
17
|
102
|
102
|
22
|
подведение итогов урока
|
45!00!!
|
17
|
102
|
102
|
23
|
при выходе из зала
|
10!55!!
|
17
|
102
|
102
|
Пульсовая кривая.
Ученика________________________________________класса_______________________________________
|