Понедельник, 25.11.2024, 18:02
Приветствую Вас Гость

Сайт учителя физической культуры Костенюк Ларисы Викторовны

Главная » 2019 » Май » 31 » Новиков В.В. Особенности развития выносливости у школьников
06:36
Новиков В.В. Особенности развития выносливости у школьников

Новиков Владимир Валерьевич, учитель физической культуры МБОУ «Трудармейская средняя общеобразовательная школа» Прокопьевского муниципального района

653250 Кемеровская область, Прокопьевский район, п. Трудармейский, ул. Школьная,2; тел: 8 (3846)64-42-62, 8-913-072-92-43

            Выносливость является фоном, на котором формируется активная двигательная жизнь ребенка, но в то же время сама выносливость формируется под действием активной двигательной жизни. Ребенок на всем протяжении жизни обладает огромной врожденной потребностью к активному двигательному поведению. Из наблюдений видно: что дети могут вести активную двигательную жизнь практически все то время, которое у них свободно от сна, еды, занятий. Но это время значительно ограничивается в яслях, детских садах, школах. Если подобные ограничения минимальны, то все свободное время дети используют  для игр, тесно связанные с движениями.

            Таким образом, уже в раннем детстве ребенок обладает достаточной выносливостью для обеспечения своих потребностей в движениях.

 

Особенности развития выносливости у школьников

 

            По данным (З.Н. Кузнецовой, 1967) в детском возрасте оптимальный, общий двигательный режим ребенка является важнейшим фактором формирования человека в целом, включая и физическое развитие, физическую подготовленность.

            Выносливость является как бы фоном, на котором формируется активная двигательная жизнь ребенка, но в то же время сама выносливость формируется под действием активной двигательной жизни. Ребенок на всем протяжении жизни обладает огромной врожденной потребностью к активному двигательному поведению. Из наблюдений видно: что дети могут вести активную двигательную жизнь практически все то время, которое у них свободно от сна, еды, занятий. Но это время значительно ограничивается в яслях, детских садах, школах. Если подобные ограничения минимальны, то все свободное время дети используют  для игр, тесно связанные с движениями.

            Таким образом, уже в раннем детстве ребенок обладает достаточной выносливостью для обеспечения своих потребностей в движениях.

            Следует отметить, что в естественных играх, опирающихся на активное двигательное поведение, все основные двигательные качества формируются оптимально и без вмешательства взрослых (преподавателей физической культуры и др.) при условии предварительного обучения техники основных действий, использованных в таких играх. Часто и техника формируется естественным образом, особенно в тех случаях, когда активная двигательная жизнь ребенка проходит в специально оборудованных местах.

            Наблюдения показывают, что в период детства ребенок автоматически регулирует физическую нагрузку в свободных играх, забавах и труде с помощью встроенных между действиями микропауз, так что перегрузиться он практически не может.

            Необходимо отметить, что в период детства ребенок обладает чрезвычайно низкой выносливостью к однообразной, монотонной работе, а так же к работе статического типа (например: к учебе в условиях класса),к работе требующей длительного внимания. Причинами этого является: генетически запрограммированная потребность к движениям, к разнообразной динамической работе, психологическое невосприятие ребенка к длительной, однообразной, монотонной работе, а так же работе, в которой имеется статический компонент (вторая причина тесно связана с первой).

            Но не следует избегать в процессе воспитания всего этого. Наоборот, применение таких работ является обязательным условием воспитания будущей личности и полноценного человека. Просто для решения подобной задачи необходимы особые методы и продуманные структуры, содержащие и объем двигательного режима жизни.

            Из практики видно, что одним из важнейших факторов оптимизации общего двигательного режима жизни ребенка является периодическая смена занятий, где подвижные игры, элементы физической культуры, свободные игры, вообще время препровождения сменяются работой в условиях ограниченной активности, статической, монотонной и др.

            Отметим так же, что для формирования у детей способности выполнять не характерную для них работу необходимо воспитывать продолжительную эмоциональную установку на подобный труд.

            В процессе формирования «не естественной» для детей выносливости особо необходим тщательный контроль за физическим и психологическим состоянием, со своевременным восстановлением. Трудолюбие (основное условие формирования выносливости человека любого возраста).

            Особенно важна для воспитания трудолюбия ребенка социально-психологоческая атмосфера непосредственно его окружения. В нее входят системы однообразия, поощрений, неодобрения, наказания, взгляды на престижность или на непрестижность того или иного поведения, тех или иных результатов разного рода действий, которые имеют место у сверстников и взрослых.

            Рассмотрим теперь развитие двигательной сферы интересующего возрастного интервала более подробно.

            С восьми до двенадцати лет заметно вырастает выносливость к непрерывной работе (всегда игрового характера), т.е уменьшается число микро пауз между активными действиями и удлиняется время непрерывных действий. Заметно увеличивается способность к монотонной однообразной работе (нестатической). Увеличивается выносливость к работе с резким ограничением движений (например в учебе). Это объясняется и особенностями формирования функциональных компонентов работоспособности и особенностями формирования психики ребенка в данном периоде жизни. На данном этапе резко повышается способность к целенаправленному проявлению волевых усилий в соответствии с задачами, которые ребенку ставят взрослые.

            К двенадцати годам нормальный здоровый ребенок обладает высокоразвитой двигательной функцией и может проявлять весьма высокую выносливость в работе, не требующих значительных силовых усилий (без значительного внешнего сопротивления). Практика физического воспитания и спорта показывает, что если ребенок в период восьми-двенадцати лет занимался физической культурой и спортом в условиях специально организованных и продуманных занятий (с учетом психико-биологических характеристик детей данного периода), то к двенадцати годам он может достигать весьма высоких физкультурно-спортивных результатов во всех упражнениях, не связанных со значительным внешним сопротивлением (к двенадцати годам нормальный ребенок может достичь значительной относительной силы, особенно силы ног, высшего развития достигают гибкость, ловкость).

            И так, период восьми-двенадцати лет характеризуется повышенной восприимчивостью ребенка к средствам и методам физического воспитания и спорта. Он проявляет значительную психологическую склонность к спортивным занятиям, может увлечься практически одним видом спорта. Примерно к двенадцати годам у ребенка очень легко формируется психологическая установка на «чемпионство» и уже сформирована способность к волевой целеустремленности на спортивные цели. К сожалению, в практике спорта часто встречается случаи, когда этот период эксплуатируется в узко спортивных целях для достижения высоких спортивных результатов уже в подростковом возрасте (четырнадцати-шестнадцати годам).

            Часто при этом тренеры действительно добиваются высоких результатов (в артистических видах спорта, а так же в плавании), но во всех подобных случаях это достигается ценой физического и психического здоровья ребенка, наносится вред его дальнейшему психическому и физическому благополучию.

            В период возрастного формирования организм расходует огромные энергетические, материальноструктурные и генетические средства именно на процесс возрастного развития. Усиленные занятия спортом, концентрация жизненных сил ребенка на достижение высоких спортивных результатов влечет неизбежное заимствование ресурсов от всех жизненно важных нужд возрастного формирования, что неизбежно сказывается в дальнейшем.

            Для подростков этого возраста характерно стремление к соревнованию. При этом они не редко склонны переоценивать свои возможности. Необходимо сочетать учебный материал школьной программы с дополнительным материалом. Рекомендуется в этом возрасте чаще использовать собственно-силовые упражнения (отжимания, подтягивания, приседания). В данном периоде лучше развивается ловкость, быстрота, а так же и выносливость.

            Многие исследователи  (В.С. Фарфель, И.А. Аремов, М.Я. Горкин, Р.Е. Мотылявская и др.) утверждают, что воспитывать то или иное двигательное  качество в школьные годы целесообразно в период его наиболее интенсивного физического развития.

  1. Развитию силовой выносливости можно уделять внимание на протяжении всех лет обучения.
  2. О развитии скоростной выносливости следует всерьез говорить уже в возрасте двенадцати-тринадцати лет.
  3. Достаточно высокий уровень развития специфической выносливости применительно к бегу на 300-600 метров позволяет работать над этим качеством с тринадцати-четырнадцати лет.           
  4. Общую же выносливость к работе, находящейся в зоне умеренной мощности, следует развивать на всех этапах возрастной периодизации школьного возраста. При этом необходимо придерживаться следующих правил.

  -Доступность. Сущность правила заключается в том, что нагрузочные требования должны соответствовать возможностям занимающихся. Учитывается возраст, пол и уровень общей физической подготовленности. Стечением времени необходимо пересматривать доступность нагрузки в сторону ее усложнения. Таким образом, доступность нагрузки обозначает такую трудность требований, которая создает оптимальные предпосылки воздействия ее на организм занимающегося без ущерба для здоровья.

            -Систематичность. Эффективность физических упражнений, т.е. влияние их на организм человека, во многом определяется системой и последовательностью воздействий нагрузочных требований. Добиться положительных сдвигов в воспитании общей выносливости возможно в том случае, если будет соблюдаться строгая повторяемость нагрузочных требований и отдыха, а также непрерывность процесса занятий. В работе с начинающими дни занятий физическими упражнениями по воспитанию выносливости должны сочетаться с днями отдыха. В случае использования бега он должен сочетаться с ходьбой, т.е. ходьба здесь выступает как отдых перед очередным бегом.

            -Постепенность. Это правило выражает общую тенденцию систематического повышения нагрузочных требований. Значительных функциональных перестроек в сердечно-сосудистой и дыхательной системах можно добиться в том случае, если нагрузка будет постепенно повышаться. Следовательно, необходимо найти меру повышения нагрузок и меру длительности закрепления достигнутых перестроек в различных системах организма. Используя метод равномерного упражнения. Необходимо, прежде всего определить интенсивность и продолжительность нагрузки. Работа осуществляется на пульсе 140-150 уд.\ мин. Для учащихся среднего школьного возраста продолжительность работы 15-20 мин.

            С практически здоровыми учащимися работа осуществляется на скорости 1 км за 5-7 мин. Для учащихся с хорошей физической подготовкой 1 км за 3,5-4 мин. Продолжительность работы от 30 до 60 мин.

            Усложняя тренировочный эффект для развития выносливости используют метод переменного упражнения. Это позволяет осваивать большие объемы нагрузки при достаточно интенсивном уровне воздействия. Переменная непрерывная работа представляет более повышенные требования к сердечно-сосудистой системе, нежели равномерная.

            Значительный эффект при воспитании общей выносливости дает метод интервального упражнения. Анаэробная работа является сильным раздражителем, стимулирующим функциональные перестройки сердечной деятельности. Повышается потребление кислорода, увеличивается ударный объем крови и т.д. Основная сложность при применении данного метода заключается в правильном подборе наилучших сочетаний нагрузки и отдыха.

            Подводя итог вышесказанному необходимо отметить, что нельзя говорить о воспитании выносливости, если в ходе урока ученик не испытывает необходимой степени утомления. Только в борьбе с утомлением организм адаптируется к нагрузкам, а адаптация выражается в свою очередь в повышении выносливости. На уроке физической культуры следует помнить о нагрузке в зависимости от возраста и  индивидуальных особенностей учащихся. Степень нагрузки зависит от продолжительности и интенсивности выполнения упражнения, числа повторений его продолжительности отдыха и его характера (активный, пассивный)

            Варьируя этими компонентами, можно тонко регулировать степень нагрузки.

 

Категория: Педагогическая копилка | Просмотров: 326 | Добавил: RKD | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Меню сайта
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Май 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz