Игры на уроках «Лыжная подготовка»
1. «Скользи как можно дальше»
Цель игры: развитие быстроты разбега, силы отталкивания и координационных способностей, использование в качестве подводящего упражнения для учебных заданий по передвижению на лыжах скользящим шагом.
Организация: на ровной снежной площадке класс на лыжах строится в шеренгу, разомкнутую на вытянутые руки. В нескольких метрах перед строем проводят общую стартовую линию.
Проведение: по сигналу учителя все играющие делают стремительный и мощный разбег с толчком палками до стартовой отметки, после чего скользят на двух лыжах, стараясь проехать как можно дальше без помощи палок
Игрок, проскользивший дальше всех, получает 10 призовых очков;
за второе место даётся 9 очков;
за третье место — 8 очков и т.д.
Игру повторяют 3 раза. Победителей определяют по наибольшей сумме очков за 3 попытки. (Зачёт у мальчиков и у девочек раздельный).
2. «Скольжение на одной лыже»
Цель игры: развитие силы отталкивания палками, быстроты, ловкости и равновесия, использование в качестве подводящего упражнения для учебных заданий по передвижению на лыжах скользящим шагом.
на ровной снежной поляне класс на лыжах строится в шеренгу, разомкнутую на вытянутые руки, и, двигаясь вперёд параллельными курсами, участники игры прокладывают (каждый себе) лыжню, а преподаватель обозначает флажками стартовую и финишную линию игровой дистанции (30, Организация:50 м).
Затем все игроки поворачиваются кругом, возвращаются обратно и, соблюдая равновесие, встают за стартовой линией.
Проведение: по сигналу преподавателя игроки скользят по своей лыжне к линии финиша на одной лыже, приподняв другую над снегом и энергично отталкиваясь палками.
Ученик, коснувшийся поднятой лыжей снега, выбывает из игры. Победителем признаётся тот, кто финиширует первым. (Зачёт у мальчиков и у девочек раздельный).
3. «То на правой, то на левой лыже»
Цель игры: развитие силы отталкивания палками, быстроты, ловкости и равновесия, использование в качестве подводящего упражнения для учебных заданий по передвижению на лыжах скользящим шагом.
на ровной снежной площадке класс на лыжах строится в шеренгу, разомкнутую на вытянутые руки, за общей стартовой линией. Через 20 - Организация:30 м от старта флажками обозначена линия поворота.
Проведение: по сигналу преподавателя игроки должны, энергично отталкиваясь палками, как можно быстрее доехать до линии поворота на правой лыже (левая приподнята над снегом) и вернуться обратно на левой лыже, приподняв правую.
Побеждает тот, кто выполнит игровое задание первым, ни разу не оступившись свободной ногой в снег. (Зачёт у мальчиков и девочек раздельный}.
4. «Передача лыжных палок»
Цель игры: развитие быстроты, координационных способностей и внимания, использование в качестве подводящего упражнения для учебных заданий по скоростному передвижению на лыжах с палками и без палок.
на ровной снежной площадке класс на лыжах делится на три команды, строящиеся колоннами по одному за общей линией старта. Расстояние между колоннами Организация:50 м. В 30 - 50 м перед каждой колонной ставят поворотный флажок.
Направляющие игроки колонн стоят с лыжными палками, все остальные участники игры - без палок.
Проведение: по сигналу учителя направляющие игроки колонн бегут на лыжах к своему поворотному флажку, огибая его слева, ставят лыжные палки в снег и возвращаются обратно без палок, проезжая справа от своей колонны, касанием руки дают старт следующему игроку и отходят в сторону. Следующий игрок, добежав до поворотного флажка, берёт оставленные возле него палки и, возвратившись обратно, передаёт их очередному игроку своей колонны, который снова оставляет палки у поворотного флажка, и т.д., до последнего игрока в колонне.
Побеждает команда, закончившая эстафету первой.
5. «Спуск по снежному склону»
Цель игры: развитие ловкости и смелости, использование в качестве подводящего упражнения для учебных заданий по спускам с горы.
Организация: взобравшись на снежную горку со склоном крутизной 15 - 20° и посильной для всех играющих лыжнёй, класс делится на две равные команды.
Проведение: по сигналу преподавателя игроки команд поочерёдно выполняют спуск по снежному склону на лыжах в основной стойке, стараясь не упасть на дистанции. За каждого упавшего игрока команда получает 1 штрафное очко. Побеждает команда, у которой упавших игроков окажется меньше.
6.«Спуск вдвоём»
Цель игры: развитие ловкости, смелости и внимания, использование в качестве подводящего упражнения для учебных заданий по спускам с горы.
Организация: на небольшом снежном склоне класс делится на две команды, которые строятся колоннами по два за общей стартовой линией.
Пары в колоннах формируются по взаимному желанию. У каждой пары игроков должна быть одна пара лыж.
Проведение: по сигналу преподавателя игроки, стараясь не упасть, поочерёдно скатываются со склона, стоя вдвоём на одной паре лыж. Стоящий сзади держится за пояс переднего. Каждая пара игроков, выполнившая спуск со склона без падения, приносит своей команде 1 очко.
Выигрывает команда, набравшая большее количество очков.
7. «Спуск втроём»
Цель игры: развитие ловкости, смелости и взаимной согласованности движений, использование в качестве подводящего упражнения для} учебных заданий по спускам с горы.
Организация: на снежной горке с доступной играющим крутизной класс на лыжах делится на две команды, участники которых, отставив палки в сторону, становятся в колонны по три за общей стартовой линией.
Проведение: по сигналу педагога игроки по очереди скатываются с горки тройками, взявшись за руки, стараясь не упасть и не расцепить руки до конца спуска. Тройка, которой удаётся выполнить это требование, приносит своей команде 1 очко.
Побеждает команда, набравшая большее количество очков.
8. «Спуск с метанием снежков»
Цель игры: развитие ловкости, смелости и расчётливости, использование в качестве подводящего упражнения для учебных заданий по спускам с горы.
Организация: на небольшом снежном склоне класс на лыжах, палки в сторону, делится на две команды.
Все игроки заготавливают себе по два снежка и командными. колоннами по одному становятся за общей линией старта. Недалеко перед финишем спуска, в 5 м, сбоку от линии, продольно устанавливают переносной щит размером 1 х 1 м.
Проведение: по сигналу преподавателя игроки по очереди скатываются со склона и, проезжая мимо щита, метают в него оба своих снежка.
За попадание каждого снежка в цель команде начисляется 1 очко;
Выигрывает команда, участники которой наберут большую сумму очков, г
9. «Подбери флажок при спуске»
Цель игры: развитие координационных способностей, смелости и внимания, использование в качестве подводящего упражнения для учебных заданий по спускам с горы.
Организация: класс делится на две команды, все стоят на лыжах без палок. Игру проводят на небольшом склоне. На одном из промежуточных участков лыжного спуска, с правой стороны на лыжне, ставят контрольный флажок. Там же располагается судья с несколькими запасными флажками.
Проведение: по сигналу преподавателя игроки первой команды один за другим с интервалом в 10 сек. стартуют с горки с заданием: присев в нужном месте, подобрать контрольный флажок на спуске, не задерживая движения.
Увезённый флажок судья тут же заменяет новым - для очередного участника, а на обратном пути игроки флажки возвращают судье.
После первой команды то же задание выполняет вторая. Игру повторяют З раза.
Выигрывает команда, участники которой подберут большее количество флажков.
По мере развития навыка у играющих флажок можно ставить то с одной, то с другой стороны лыжни или устанавливать на более сложном участке спуска.
10. «Проехать, не задев ворота»
Цель игры: развитие координационных способностей, смелости и внимания, использование в качестве подводящего упражнения для учебных заданий по усложнённому спуску с горы.
Организация: игру проводят на длинном пологом склоне, где проложена учебная лыжня с несколькими, равномерно расставленными на неё «воротами» (две стойки с лёгкой съёмной поперечной планкой, устанавливаемой, как для прыжков в высоту).
Длину дистанции, количество и высоту «ворот» определяет преподаватель, исходя из возраста и подготовленности играющих. У каждых «ворот» находится судья.
Класс делится на две команды, строящиеся в колонны по одному у стартовой линии.
Проведение: по сигналу преподавателя играющие поочерёдно выполняют спуск со склона на лыжах, стараясь, пригнувшись, проехать сквозь все стоящие на пути «ворота», не задевая их.
За каждые задетые или опрокинутые «ворота» команде начисляют 1 штрафное очко, фиксируемое стоящими возле них судьёй, который, в случае необходимости, тут же поправляет «ворота». Выигрывает команда, у которой в итоге меньшее количество штрафных очков.
11. «Прокатился - вези»
Цель игры; развитие силы, быстроты и ловкости, использование в качестве подводящего упражнения для подъёмов в гору.
стоя на лыжах, класс делится на 4 команды, строящиеся колоннами по два за общей стартовой линией. В Организация:30 м перед колоннами ставят по поворотному флажку.
Каждая пара игроков оставляет себе только одну пару лыж.
Первые пары всех колонн получают по длинной палке и занимают стартовое положение - один стоит на лыжах, протянув свободный конец палки пешему партнёру, находящемуся впереди.
Проведение: по сигналу преподавателя пешие участники первых пар бегут к своему поворотному флажку, везя за собой устойчиво стоящего лыжника.
Добежав до флажка и обогнув его слева, пеший участник пары забирает лыжи у партнёра и меняется с ним ролями на обратную половину дистанции. Возвратившись обратно, эта пара игроков передачей палки даёт старт следующей паре из своей колонны и отходит в сторону, и т.д., до последней пары.
Побеждает та команда, которая закончит эстафету первой.
12. «Зигзаги на снежном склоне»
Цель игры: развитие координационных способностей, быстроты, силы и расчётливости, использование в качестве подводящего упражнения для учебных заданий по спускам и подъёмам в гору.
Организация: на небольшом снежном склоне недалеко друг от друга прокладывают две одинаковые зигзагообразные лыжни, огороженные пятью парами больших флажков. Перед каждым флажком, находящимся справа, около лыжни ставят маленький флажок.
Класс на лыжах, отложив палки в сторону, делится на две команды, участники которых рассчитываются по порядку номеров. Нечётные номера каждой команды поднимают на склон и встают за стартовой линией, у отведённой им лыжни.
Чётные номера остаются внизу и становятся за финишной линией своей лыжни.
Проведение: по сигналу преподавателя первые номера обеих команд, скатываясь по своей лыжне вниз, собирают все расставленные вдоль неё маленькие флажки и на финише передают их вторым номерам своих команд.
Вторые номера, быстро поднимаясь наверх, ставят маленькие флажки на их прежние места и касанием руки дают старт третьим номерам.
Третьи номера, скатываясь вниз, опять собирают все маленькие флажки, четвёртые снова расставляют их по местам и т.д., до последнего участника.
Выигрывает команда, закончившая игровое задание первой. При повторении игры верхние и нижние игроки меняются местами и ролями, а команды меняются лыжнёй.
13. «Быстрый и точный спуск»
Цель игры: развитие быстроты, координационных способностей и расчётливости, использование в качестве подводящее» упражнения для учебных заданий по сложным спускам с горы.
Организация: на снежном склоне с посильной играющим крутизной флажками размечают два параллельных, в меру извилистых «коридора», с «воротами» из трёх палок в нескольких метрах перед финишем.
Взобравшись на склон, класс на лыжах делится на две команды, которые жеребьёвкой получают по «коридору» и строятся колоннами по одному за стартовой линией. На финише каждого «коридора» расположен судья с секундомером и флажком.
Проведение: по сигналу преподавателя первые номера колонн скатываются вниз точно по разметке своего «коридора», стараясь не задеть флажки ограждения и, пригнувшись, проехать в предфинишные «ворота».
За каждое нарушение правил игры ко времени, затраченному игроком на спуск, добавляют 2 штрафные секунды. Финиш каждого участника судья фиксирует отмашкой флажком, что одновременно является сигналом старта следующему участнику его команды.
Выигрывает команда, затратившая меньше времени на спуск со склона, с учётом штрафных секунд своих игроков.
14. «Достань вторую палку»
Цель игры: развитие силы и внимания, использование в качестве подводящего упражнения для учебных заданий с преодоление бугров и подъёмов в гору.
на снежной поляне класс делится на две команды, которые строятся разомкнутыми шеренгами друг против друга. В каждой паре противостоящие игроки берутся за разные концы одной общей лыжной палки. В 2 - Организация:3 м за каждым участником ставят вторую палку.
Проведение: по сигналу преподавателя каждый участник игры старается, перетянув соперника, достать вторую палку за собой. Тот, кому удаётся это сделать, получает выигрышное очко.
Кто отпустил палку - проигрывает.
Игру повторяют 4 раза, с поочерёдной сменой захватываемых концов общей палки, чтобы уравнять шансы соперников. Побеждает команда, игроки которой наберут большую сумму очков.
15. «Спуск по ограниченному коридору»
Цель игры: развитие ловкости, смелости и внимания, использование в качестве подводящего упражнения для учебных заданий с усложнённым спуском с горы.
Организация: игру проводят на снежном склоне крутизной до 20°, где в «коридоре», огороженном флажками, проложена извилистая лыжня посильной для играющих сложности.
Стоя на склоне, класс делится на две команды, строящиеся в колонны по одному перед спуском у стартовой линии.
Проведение: по сигналу преподавателя лыжники (сначала первой, а затем и второй команды) один за другим, с необходимым интервалом выполняют спуск по контрольной лыжне, стараясь не задевать огораживающие её флажки и не выезжать из данного «коридора».
Игроку, нарушившему эти правила, начисляют 1 штрафное очко. Выигрывает команда, набравшая меньшую сумму штрафных очков.
16. «Массированный штурм вершины»
Цель игры: развитие быстроты, ловкости, силы и взаимовыручки, использование в качестве подводящего упражнения для учебных заданий с подъёмом в гору.
Организация: стоя на лыжах перед учебной снежной горкой, класс делится на две команды, строящиеся шеренгой за общей линией старта.
Проведение: по сигналу преподавателя все участники игры устремляются вперёд, стараясь как можно быстрее взобраться на вершину с использованием ранее изученных способов подъёма в гору (ступающим шагом, скользящим шагом, «лесенкой», «ёлочкой» или «полуёлочкой»).
Отстающим товарищам по команде разрешается оказывать посильную помощь - поднимать упавших, подавать руку, некоторое время тянуть за собой на протянутой назад лыжной палке и т.д. Побеждает команда, все игроки которой раньше соберутся на вершине.
17. «Ловкие повороты»
Цель игры: развитие ловкости, быстроты и внимания, использование в качестве подводящего на дистанции.
Организация: на ровной снежной площадке класс на лыжах строится в шеренгу, разомкнутую на вытянутые палки.
Проведение: по сигналу преподавателя все играющие выполняют поворот кругом переступанием, оставляя на снегу оттиск лыжного веера.
Закончив поворот на 360°, следует энергично оттолкнуться палками и выехать из шеренги вперёд до остановки после свободного скольжения. Тот, кто сделает это раньше всех получает:
— за первое место - 10 призовых очков;
— за второе место даётся 9 очков;
— за третье - 8 очков и т.д.
Игру проводят 3 раза со сменой направления поворота. Победитель определяется по наибольшей сумме очков.
|