ИГРЫ И ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ.
ДОСТАНЬ ГОРОДОК
Участник стоит, соединив носки и пятки вместе, руки за спиной (кисть одной руки захватывает запястье другой). Приседая, он должен, не сходя с места и не касаясь руками пола, поднять городок (шайбу, кубик, шишку или другой предмет), находящийся у ноги.
ЧЕРЕЗ ПАЛКУ
Игрок берет гимнастическую палку так, чтобы ладони были на расстоянии 0,5 м. Сначала надо перешагнуть через палку одной ногой, затем другой. Движение выполняется вперед и назад.
ЛОВКИЙ ПЕРЕМАХ
Поставив палку на пол перед собой и придерживая рукой за верхний конец, игрок переносит прямую ногу через палку, не задевая ее. В момент перемаха палка отпускается, а затем игрок снова ее придерживает. Перемах можно производить правой и левой ногой.
С ПОМОЩЬЮ СТУЛА
Для игры нужен стул, на который садится играющий. Опираясь правой рукой о спинку, а левой о сиденье, он старается приподняться на руках и повиснуть на стуле в сидячем положении. Следующая задача игрока — перенести ноги назад между руками и, не зацепив стул, встать возле него на землю.
ЖОНГЛЕРЫ
Игрок берет в руки два теннисных мяча и проходит с ними 10 шагов, перебрасывая одновременно из одной руки в другую.
Стоя на месте, игрок жонглирует тремя мячами в течение 10 секунд.
Игрок берет мяч в правую руку и отводит ее за спину, затем подбрасывает так, чтобы мяч перелетел через левое плечо. Ловит мяч левой рукой и повторяет упражнение, начиная с левой руки.
Игрок с волейбольным мячом в руках наклоняется вперед и бросает мяч вверх между расставленными ногами. Затем разгибается, быстро поворачивается и ловит мяч в руки.
Игрок с мячом в руках выполняет прыжок вверх, одновременно подбрасывая вверх волейбольный мяч. Повернувшись в воздухе на 360°, он должен поймать мяч и приземлиться, не выронив его из рук.
ХЛОПНИ ПО ШАРУ
К вбитой в землю палке или к табуретке привязывают хорошо надутый шарик. В 8—10 шагах от него становится играющий с закрытыми глазами. В руках у него гимнастическая (или любая другая) палка. Игрок без чьей-либо помощи делает поворот кругом на 360°, затем идет вперед. Его задача — остановиться перед шаром и хлопнуть по нему палкой.
НЕУЛОВИМЫЙ ШНУР
На землю кладут шнур длиной 2 м. С обеих сторон шнура лицом друг к другу встают по одному соревнующемуся (шнур находится между ступнями игроков). Игроки выполняют движения по указанию преподавателя (руки вперед, в стороны, вверх, на пояс и др.). По сигналу игроки быстро наклоняются и пытаются выдернуть шнур из-под ног. Выигрывает тот, кому удастся это сделать первому.
ВОКРУГ СТУЛЬЕВ
Длина шнура от 3 до 5 м. Над концами шнура ставят два стула, на которые садятся соревнующиеся. По сигналу игроки бегут вправо или влево (согласно условию), обегают стул соперника (не касаясь стула), снова садятся на свой стул и быстро выдергивают из-под него шнур, стараясь опередить соперника.
ВЕРНИСЬ В КРУГ
На полу чертят два круга диаметром 50 см. Концы шнура (3-5 м) находятся в кругах. Соревнующиеся тоже располагаются в кругах спиной друг к другу. Игра проводится так же, как в предшествующем варианте. Выдергивать шнур можно лишь тогда, когда игрок, пробежав около круга соперника, снова встанет над шнуром спиной к нему.
Во всех трех описанных вариантах перед сигналом к началу бега играющим можно дать задание выполнить три или четыре несложных упражнения.
ПРОВОРНЫЕ МОТАЛЬЩИКИ
К середине 3-4-метровой бечевки привязывают ленточку. Концы бечевки прикрепляют к большим катушкам (эстафетным палочкам). Двое играющих берут катушки и расходятся друг от друга на расстояние длины бечевки. По общей команде игроки быстро вращают катушку, наматывая на нее бечевку и продвигаясь вперед. Выигрывает тот, чья катушка раньше коснется финишной ленточки.
РАПИРИСТЫ
В два круга, отстоящих один от другого на 30 см, кладут по спичечной коробке (или чурке такой же величины). Двое играющих с прутьями (пластмассовыми рапирами) в руках встают с разных сторон от кругов. Задача игроков - выбить рапирой чурку из дальнего круга, который защищает соперник, и одновременно отбить его атаки, охраняя чурку в собственном (ближнем) круге.
БЫСТРЫЕ ПАЛЬЦЫ
К рейкам гимнастической стенки, к стойкам или гимнастическим палкам, укрепленным горизонтально, привязывают по 10 узких лент одинаковой длины. Соревнуются два игрока. По сигналу они должны завязать банты на всех 10 лентах. Выигрывает тот, кто раньше сделает это.
Соревнуясь (кто быстрее), можно также вязать различного типа узлы.
ИЗВИЛИСТОЙ ТРОПОЮ
Пять городков или кеглей расставляют по прямой линии в 80 см друг от друга. В двух шагах от крайнего городка (за линией) становится игрок, которому завязывают глаза (надевают бумажный светонепроницаемый колпак). Он должен пройти в другой конец площадки, поочередно огибая каждое препятствие. Тот, кто свалит или пропустит хотя бы один предмет, считается не выполнившим задание.
ПОСТРОЙ В СЛЕПУЮ
Перед каждым игроком кладут пять городков. Игрокам завязывают глаза и предлагают вслепую построить из лежащих городков какую-либо фигуру, например колодец или пушку. Выигрывает тот, кто сумеет первым сделать это. Можно также давать задание построить в течение 40 секунд две фигуры из 10 городков.
ПРОКЛАДЫВАЯ ПУТЬ
Из дерева выстругивают четыре чурки в форме обычных кирпичей. Можно использовать также кругляши не очень толстого полена или обычные кирпичи. Игрок встает на два кирпича, а два других держит в руках. По сигналу игрок наклоняется вперед, кладет кирпичи перед собой и переступает на них, берет два других кирпича, перешагивает на них и т. д. Цель игры — пройти как можно быстрее 10 м, не сойдя на землю. Можно провести соревнование одновременно между двумя игроками.
Аналогичным является соревнование с использованием двух табуреток. Игрок стоит на одной из них, а другую переставляет вперед, затем перебирается на нее и т. д.
СКОЛЬКО СМОГ УНЕСИ
За одной линией лежат 8-10 набивных или каких-либо других мячей. Задача игрока — взять и перенести за другую линию (в десяти шагах) как можно больше мячей, удерживая их в руках, зажимая между ног, у подбородка и т. д. Никакими подсобными средствами пользоваться нельзя. Запрещается оказывать играющему и любую помощь.
БЕГ С РАКЕТКАМИ
Игрок в обеих руках держит по деревянной ракетке. На ракетках находятся по два теннисных мяча или по две спичечных коробки, поставленных друг на друга. Задача играющего — забежать за ограничительную линию и вернуться обратно, не уронив с ракеток поставленных предметов. Вначале можно проводить игру с одной ракеткой.
СЛЕПОЙ ФУТБОЛИСТ
В начерченный на земле круг кладется мяч, в 6 шагах от него за ограничительной линией становится игрок. Ему завязывают глаза. Игрок поворачивается кругом на 360°, стараясь снова оказаться лицом к мячу. Он должен подойти к мячу и ударить по нему ногой.
СКОЛЬЗКАЯ ЦЕЛЬ
В шести шагах от ограничительной линии ставят табуретку. В руках у играющего четыре небольших мешочка, набитых песком или горохом (вес 120-150 г). Задача игроков — бросать мешочки так, чтобы они остались лежать на табуретке. Сделать это нелегко, так как мешочки соскальзывают с табуретки на землю.
НАКИНЬ КОЛЬЦО
Кольца диаметром 20 см (из ивовых сырых прутьев, резины или полиэтилена) набрасывают на ножки перевер- нутого стула, вбитые в землю колышки или на руку игрока, стоящего в 5-7 шагах от бросающего. Выигрывает тот, кто сумеет послать в цель большее число колец.
МИШЕНЬ - БУТЫЛКА
Бутылку из-под молока ставят на табуретку или стол. На толстый прут (удочку длиной 1,5 м) или гимнастическую палку привязывают металлическое или пластмассовое кольцо (длина веревочки 60-70 см), Задача игрока, стоящего в одном шаге от бутылки, — попытаться в течение минуты надеть кольцо на горлышко бутылки. Сделать это нелегко, так как кольцо соскальзывает с горлышка бутылки.
ВОЛАНЫ-ДРОТИКИ
На утяжеленных воланах для игры в бадминтон укрепляют толстую иглу, выступающую над поверхностью на 2 см. Изготовляют также и специальную мишень, на которой делают цифровую разметку. По сигналу играющие один за другим бросают пять воланов в прикрепленную к забору или дереву мишень. Побеждает игрок, набравший большее количество очков.
Другой вариант игры. Участники игры — «рыбаки», держа в руках «удочку» (гимнастическую палку с привязанной к концу ниткой и кольцом), стараются в течение 1 минуты надеть кольцо на горлышко бутылки. При этом «рыболовы» стоят (или сидят) в метре от бутылки. Длина веревки 60-70 см.
МНОГОБОРЦЫ
Игроки должны во время личного или командного соревнования:
разложенных в радиусе
а) не слезая со стула собрать 10 различных предметов,1 м от стула;
б) пронести на руке 3 спичечные коробки, поставленные ребром одна на другую;
в) пролезть в обруч, держа в руках ракетку, на которой лежит теннисный мяч;
г) действуя гимнастической палкой, словно клюшкой (но не ударяя), провести деревянную булаву или городок в ворота (между ножек стульев) и вернуться обратно.
ЦИРКАЧИ
Нелегко передвигаться, перебирая ногами по большому вращающемуся шару или круглому без сучков полену. Если добыть шар практически невозможно, то отпилить 2 кругляка от полена или добыть 2 куска (длиной 50-60 см) трубы диаметром 20-30 см в условиях двора вполне возможно. Применить их можно в соревновании на скорость и равновесие. Если в беге, переступая по вращающемуся предмету, оба участника оступились, им дается вторая попытка, после которой (в случае неудачи) они выбывают из соревнования.
ПОЕДИНОК МЕТКИХ
Гимнастические палки метровой длины прикрепляются к спинам соперников с помощью бечевок, а лучше — резиновых растягивающихся колец. Свободный конец палки выступает на 40-50 см. В руках у каждого по 8-10 колец (пластмассовых, резиновых, фанерных), перед ногами — черта, которую нельзя переступать.
По сигналу начинается «бой», в ходе которого каждый старается набросить на «антенну», торчащую за спиной соперника, как можно больше колец за 5 минут установленного для игры времени. Каждый имеет право подбирать кольца, брошенные противником (не попавшие в цель), и метать их в противоположную сторону.
ВЫБЕЙ ШАЙБУ
На земле чертят два круга диаметром 80 см. Расстояние между кругами — 1 м. В центре каждого круга лежит шайба или городок. Два соперника с клюшками (гимнастическими палками) в руках стараются выбить шайбу из круга противника и защитить свою, не заходя при этом ни в тот ни в другой круг. На поединок дается 2 минуты. Если игроки не добились успеха, прибавляется еще 1 минута. Если нет ограниченной линиями площадки, то проводят две линии между стартом и финишем на расстоянии 12-15 м. Играющие с гимнастическими палками располагаются на старте. По сигналу они устремляются к противоположной линии, измеряя расстояние палками (при каждом промере кладут палку на землю). Побеждает тот, кто первым достигнет линии финиша, не нарушив правил.
ВЕСЕЛЫЕ ОБРУЧИ
У обоих игроков в руках гимнастический обруч. Наиболее простой вариант соревнования — вращение обруча, стоящего на земле. По сигналу участники начинают вращать обруч движением пальцев одной руки. Чей обруч дольше прокрутится, не упав на землю?
Во втором поединке участники держат обруч двумя руками на уровне пояса, продев его через голову. По сигналу они начинают вращать обруч, работая животом и бедрами (хула-хуп). Кто дольше проделает это полезное упражнение?
Ловкости требует и третье упражнение. Участники одновременно одной рукой посылают обруч вперед по прямой. Пока он катится, каждый игрок старается несколько раз пробежать сквозь обруч туда и обратно (змейкой). Побеждает тот, кто проскочил сквозь обруч большее число раз.
ПО КИРПИЧИКАМ
Для игры можно использовать обычные кирпичи, но лучше сделать их из дерева (бруски) или взять для игры кругляши не очень толстого полена.
Каждый игрок встает на два кирпича, еще два держит в руках. По сигналу он наклоняется, кладет кирпичи перед собой и, ступая на них, продолжает движение. Цель игры — пройти как можно быстрее 10 метров, не сойдя на землю. Аналогично соревнование с использованием двух табуреток. Игрок стоит на одной из них, а другую переставляет вперед, затем перебирается на нее и т. д.
Каждому игроку дают в руки корзинку или детское ведро, затем завязывают глаза. После этого на площадку в шахматном порядке кладут шайбы, теннисные мячи, кубики и т. п. — всего 10-15 штук. Это «грибы», которые по сигналу начинают искать соревнующиеся игроки. Тот, кому удалось нащупать «гриб», кладет его в свою корзинку. На сбор «грибникам» дается 3 минуты. Побеждает тот, кто собрал больше предметов.
СОЙДИ С ПЕНЬКА
На земле чертят два круга диаметром 40-50 см. Расстояние между ними 4-5 шагов, что зависит от длины веревки, которая нужна для игры. Участники становятся на свои «пеньки» (круги).
По сигналу каждый тянет за конец веревки, стараясь стащить соперника с «пенька», т. е. чтобы он вышел из круга хотя бы одной ногой. Перетяжка повторяется 2-3 раза. Побеждает выигравший большее число поединков.
ПАЛКА-РЫЧАГ
Соревнующиеся встают спиной друг к другу и поднимают вверх метровую палку, которую держат руками. Задача игроков — наклониться вперед и попытаться оторвать соперника от земли. Проигрывает тот, кто окажется в воздухе или отпустит палку.
Другой вариант. Играющие садятся друг против друга на землю (упираясь ступнями ног в ступни партнера) и
берутся за гимнастическую палку. По сигналу игроки начинают тянуть палку в свою сторону. Побеждает тот, кто смог приподнять соперника, продержав его в таком положении 5 секунд.
|