ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
в области физической культуры и спорта
по баскетболу
(профильный уровень)
Срок реализации: 10 лет
https://yadi.sk/i/CLXEbIb2qehAMg
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная предпрофессиональная программа спортивной подготовки МАУ ДО «ДЮСШ» по виду спорта баскетбол разработана на основе выполнения требований Федерального закона «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г.№ 273-ФЗ, Федерального закона от 04.12. 2007 г.№ 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», на основе приказа Министерства спорта РФ от 12 сентября 2013 г. № 730 «Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре, условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта и к срокам обучения по этим программам», приказа Министерства спорта РФ от 27 декабря 2013 г. № 1125 «Об утверждении особенностей организации и осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта», приказа Министерства спорта РФ от 12 сентября 2013г. № 731 «Об утверждении порядка приема на обучение по дополнительным предпрофессиональным программам в области физической культуры и спорта», приказа Министерства спорта России от 10.04.2013 г. №114 «Об утверждении федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта баскетбол», санитарных норм и правил (СанПиН), действующих Федеральных государственных требований, Федерального закона Российской Федерации «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации» № 323-ФЗ от 21.11.2011г., действующей Единой Всероссийской спортивной классификации (ЕВСК), действующего Устава муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей.
Характеристика баскетбола, как средства физического воспитания:
В системе физического воспитания баскетбол приобрел такую популярность в связи с экономической доступностью игры, высокой эмоциональностью, большого зрелищного эффекта и благоприятному воздействию на организм человека.
Баскетбо́л (англ. basket — корзина, ball — мяч) — спортивная командная игра с мячом. Баскетбол входит в программу Олимпийских игр с 1936 года. Это одна из самых популярных игр в мире, а также в нашей стране. Баскетбол, как спортивная игра, в первую очередь привлекает своей яркой зрелищностью, наличием большого количества технико-тактических приемов. Обладая высокой динамичностью, эмоциональностью и в тоже время индивидуализмом и коллективизмом, баскетбол, по мнению многих специалистов в области спорта, является одним из самых эффективных факторов всестороннего физического развития. Игра заключается в том, что игроки двух команд, передвигаются по площадке с мячом или без него и, преодолевая сопротивление соперника, стараются забросить мяч в корзину противника, одновременно не давая возможности завладеть им мячом и бросить его в свою корзину. Победителем считается та команда, которая после истечения игрового времени забросила наибольшее количество мячей в корзину противника.
Для баскетбола характерны разнообразные движения: ходьба, бег, остановки, повороты, прыжки, ловля, броски и ведение мяча, осуществляемые в единоборствах с соперниками. Такие движения способствуют улучшению обмена веществ, деятельности всех систем организма, формируют координацию.
Разнообразие технических и тактических действий игры в баскетбол и игровая деятельность обладают уникальными свойствами для формирования жизненно важных навыков и умений, а также всестороннего развития физических и психических качеств. Освоенные двигательные действия игры в баскетбол и сопряжённые с ним физические упражнения являются эффективными средствами укрепления здоровья и могут использоваться человеком на протяжении всей его жизни в самостоятельных формах занятий физической культуры.
Баскетбол имеет не только оздоровительно-гигиеническое значение, но и агитационно-воспитательное. Занятия баскетболом помогают формировать настойчивость, смелость, решительность, честность, уверенность в себе и чувство коллективизма. Эффективность воспитания зависит от того, насколько целеустремленно в педагогическом процессе осуществляется взаимосвязь физического и нравственного воспитания.
Закрепление достигнутых результатов и дальнейшее повышение уровня спортивного мастерства тесно переплетаются с массовой оздоровительной работой и квалифицированной подготовкой резерва из наиболее талантливых юношей и девушек.
Отличительные особенности баскетбола
Отличительными особенностями баскетбола являются:
1) Естественность движений. В основе баскетбола лежат естественные движения – бег, прыжки, броски, передачи.
2) Коллективность действий. Эта особенность имеет большое значение для воспитания дружбы и товарищества, привычки подчинять свои действия интересам коллектива.
3) Соревновательный характер. Стремление превзойти соперника в быстроте действий, направленных на достижение победы, приучает занимающихся мобилизовать свои возможности, действовать с максимальным напряжением сил, преодолевать трудности, возникающие в процессе спортивной борьбы.
4) Непрерывность и внезапность изменения условий игры. Игровая обстановка меняется очень быстро и создает новые игровые ситуации.
5) Высокая эмоциональность. Соревновательный характер игры, непрерывное изменение обстановки, удача или неуспех вызывает у спортсменов проявление разнообразных чувств и переживаний, влияющих на их деятельность.
6) Самостоятельность действий. Каждый игрок на протяжении встречи, учитывая изменяющуюся игровую обстановку, не только самостоятельно определяет, какие действия ему необходимо выполнять, но и решает, когда и каким способом ему действовать.
7) Этичность игры. Правила игры предусматривают этичность поведения спортсменов по отношению к противникам и судьям.
Занимающиеся в спортивной школе, на протяжении всего периода обучения, проходят несколько возрастных этапов:
1) Спортивно-оздоровительный- 2 года
2) Этап начальной подготовки –2 - 3 года,
3) Тренировочный этап (спортивной специализации) - 5 лет,
Общая направленность многолетней подготовки заключается в следующем:
-постепенный переход от подвижных игр к простейшим приемам игры в баскетбол;
-постепенный переход от обучения приемам игры и тактическим действиям к их совершенствованию в связи с ростом физических и психических возможностей;
-планомерное увеличение вариативности выполнения приемов игры и широты взаимодействий с партнерами;
-увеличение соревновательных упражнений в процессе подготовки;
-увеличение объема тренировочных нагрузок;
-повышение интенсивности занятий;
-использование восстановительных мероприятий в целях поддержания необходимой работоспособности и сохранения здоровья занимающихся.
Основными показателями выполнения программных требований по уровню подготовленности учащихся являются: выполнение итоговой аттестации, овладение теоретическими знаниями, умениями и навыками по предметным областям на тренировочном этапе (период спортивной специализации) и этапе совершенствования спортивного мастерства, выполнение нормативных требований по присвоению спортивных разрядов Единой всероссийской спортивной классификации в соответствии с требованиями по годам обучения.
Основными задачами программы являются:
- привлечение максимально возможного числа детей к систематическим занятиям спортом, формирование у них устойчивого интереса к занятиям спортом;
- формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья обучающихся;
- формирование навыков адаптации к жизни в обществе, профессиональной ориентации;
- выявление и поддержка детей, проявивших выдающиеся способности в спорте.
Реализация программы направлена на:
- отбор перспективных обучающихся для дальнейших занятий баскетболом;
- формирование системы специальных знаний, умений и навыков, необходимых для успешной деятельности в баскетболе;
- освоение этапов подготовки, в том числе с учетом дальнейшего обучения по программа спортивной подготовки;
- повышение уровня разносторонней физической и функциональной подготовленности;
- приобретение и накопление соревновательного опыта в соревнованиях всероссийского и международного уровней;
- специализированную подготовку перспективных спортсменов для достижения стабильных результатов, позволяющих войти в состав юношеской сборной команды ХМАО-Югры;
- подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные организации, реализующие профессиональные образовательные программы в области физической культуры и спорта;
- подготовка инструкторов и судей по баскетболу.
Программа предназначена для тренеров-преподавателей и является основным документом при организации и проведении занятий по баскетболу. Однако данная программа не должна рассматриваться как единственно возможный вариант организации и планирования тренировочного процесса. Особенности организации занятий, календаря спортивно-массовых мероприятий, наличие материально - технической базы, тренажеров и специальных устройств могут вносить коррективы в рекомендуемую программу.
Занятия по программе рассчитаны на 11 лет работы с детьми и подростками с 8 и до 21 года. Минимальная наполняемость в группах на этапе начальной подготовки – 15 человек, на тренировочном этапе – 12 человек.
|