Воскресенье, 19.05.2024, 01:22
Приветствую Вас Гость

Сайт учителя физической культуры Костенюк Ларисы Викторовны

Главная » 2014 » Август » 5 » Научно-практическая конференция обучающихся
07:33
Научно-практическая конференция обучающихся

«Влияние биологических ритмов на успешность обучения».

Обучающиеся школы Амельченко Анна, Полежаев Андрей, Ельчугина Ирина, над работой ««Влияние биологических ритмов на успешность обучения» работали почти год. Ребята собирали материал на свой класс и обрабатывали его. Идея  для данной работы возникла из занятий внеурочной деятельности «Жить здоровым-здорово!» Своими исследованиями ребята поделились на научно-практиченской конференции обучающихся. Работа прилагается ниже.

«Влияние биологических ритмов на успешность обучения учащихся 5-а класса».

Почему одним людям легко вставать рано утром, а другим трудно? Почему первым легко работается с утра, а вторым - после обеда? Почему одни «клюют» носом вечером  за учебником, а другие могут писать диссертации?

Еще в начале XX века стало известно, что у людей бывают разные биологические ритмы.

В человеческом организме, как и во всем живом мире, постоянно повторяются определенные явления, связанные с жизнедеятельностью клеток, органов и систем.

Среди множества биоритмов человеческого организма основным считается 24-х часовой, или суточный биоритм, в котором живет все население земли. В суточном ритме проявляется закономерная смена таких функциональных состояний человека, как сон и бодрствование, физическая активность и покой. А все функции организма (кровообращение, дыхание, пищеварение, нервная и эндокринная регуляция и др.) закономерно изменяют свою деятельность в соответствии с этими функциональными состояниями [5] .

Работоспособность человека во многом зависит от индивидуальных способностей биологических ритмов. Не всем людям свойственны однотипные колебания. Примерно треть школьников живёт,  осуществляя жесточайшую диктатуру над своими биологическими ритмами. Просыпаясь рано утром под звон будильника, они заставляют себя вставать и идти в школу. И нередко опаздывают. Учителя их ругают, одноклассники смеются, но опоздания не прекращаются. И не могут прекратиться, потому что у таких людей биоритмы настроены на позднее пробуждение. А есть люди, чьи биологические часы настроены на ранний подъем и столь же ранний отбой, за что таких людей прозвали «жаворонками». Проспать они просто не могут [1] . 

Именно биоритмы влияют на время нашей работоспособности и эффективность обучения.  Нас заинтересовало так ли это и могут ли знания о природных особенностях человека помочь в обучении как взрослым так и школьникам.

Цель нашего исследования: определение влияния биологических ритмов на успешность обучения обучающихся класса.

Мы предположили, что тесная связь между этими показателями и позволят успешному обучению детей в классе.

Задачи: узнать мнение преподавателей о взаимосвязи биологических ритмов и качества обучения школьников;

- изучить хронотип обучающихся  класса, и совпадения трех биологических ритмов;

- рассмотреть склонности, интересы обучающихся в сравнении с типом суточных биоритмов.

Объект исследования – учащиеся с различными типами суточных биоритмов.

Предмет исследования – особенности влияния типов суточных биоритмов на умственную работоспособность учащихся, успешность обучения.   

Во время работы над проектом использовались такие теоретические методы, как анализ и синтез, практические методы исследования: тестирование, анкетирование и математические методы: статистические, построение диаграмм.

Наша работа может быть полезна как школьникам, принявшим участие в опросе (ведь каждому человеку необходимо знать свой индивидуальный ритм работоспособности), так и учителям школы при организации учебного процесса. Основные материалы, выводы и рекомендации, приведенные в проекте, могут быть использованы при проведении  уроков биологии, ОБЖ, информационного просвещения учащихся.

Исследование вопросов влияния различных типов суточных биоритмов на успешность обучения учащихся класса.

Выявление мнения педагогического состава школы по вопросам исследования.

         В опросе педагогов, работающих в данном классе приняли участие – 14 человек. Опрос и обработку данных проводили на основании вопросов.  

Вот какие результаты были им получены:

На вопрос: «Как вы считаете, в классе больше сов или жаворонков?» мнение педагогов разделилось 50х50, никто не предложил вариант универсалов - «голубей». А жаворонков в классе всего 3.

По второму вопросу однозначно «ДА» учителя не ответили. Но правильно определили количество холериков в классе. Так же не составило труда определить склонности и интересы. А вот на третий вопрос: «Назовите три биологических ритма», ответили только 2 педагога.

-Данный материал заинтересовал учителей, так как почти  все ответили «ДА» на вопрос: «Необходим ли данный материал учителю для работы в классе?»

Определение хронотипа обучающихся класса.

Чтобы рассмотреть – действительно ли существуют изменения в организме человека в зависимости от биологического ритма, было решено провести исследование хронотипа обучающихся. В исследовании принимали участие 26 обучающихся 5 класса «А». Был использован тест А.А.Путилова (Приложение 1).

Задача: определить используя тестовый опрос и анкету определить количество «сов, жаворонков, голубей» в классе, выявить предрасположенность к изучению предметов.

 Основной главный  показатель отнесения к той или иной группе - это период наибольшей активности мозга. Так что сделаем некоторые поправки:

Совы - это те люди, у кого наибольшая активность проявляется во второй половине дня (после шестнадцати часов), пик приходится на 9-10 часов вечера.

Жаворонки наиболее активны в первой половине дня (до пятнадцати часов), а максимально - утром в 10-11 часов.

Голуби легко адаптируются практически к любому времени и имеют примерно одинаковую активность на протяжении всего рабочего дня.

Как определить, кто вы - сова, жаворонок или голубь?

Многие специалисты утверждают, что уже с самого рождения у человека есть собственные биоритмы. Те, кто родился в период с 4.00 до 11.00 - жаворонки, совы же рождаются с 16.00 до полуночи. Рожденные в оставшиеся часы - голуби.[10]

Если же вы не знаете точное время своего рождения, есть еще один способ. Утром, как только проснетесь, измерьте пульс, а потом число вдохов за минуту. Если соотношение показателей приблизительно 4:1, то вы - голубь, если 5:1 или 6:1, вы - жаворонок, а если 3:1 и меньше, значит, вы - сова.[10]

Но,  а мы для определения, к какому типу относятся обучающиеся класса использовали тест А.А.Путилова (Приложение 1).

Обратим внимание на результаты. В классе преобладают голуби и совы. Жаворонков всего 3 человека. Но можно утверждать, что голуби ближе к жаворонкам, поэтому учителя были правы. В классе 50х50 сов и жаворонков – голубей.

Мы отследили так же преобладающие интересы к предметам. Выяснили, что жаворонки все гуманитарии и в основном у голубей тоже преобладают гуманитарные способности. А вот совы в большинстве своем математики-техники.

Посмотрим успешность и качество обучения в сравнении с четвертными итоговыми оценками.

В классе 4 обучающихся с отметками «Отлично», одиннадцать хорошистов, и 12 с удовлетворительной успеваемостью. Интересно, что в  группе «жаворонков» все обучающиеся успевают на «4», «5». А у сов в процентном соотношении больше с удовлетворительными отметками.

Параллельно мы сравнительный анализ по преобладанию типов темперамента среди «сов», «жаворонков», «голубей».

       Интересный факт: меланхолики встречаются среди «голубей», единственная группа, где представлены все типы темперамента. «Совы» в основном флегматики, у «Жаворонков» преобладает сильный уравновешенный тип нервной системы. Но это тема следующего исследования.

Определение предрасположенности к организации досуга, творческой деятельности обучающихся класса.

Мы провели свое исследование, предложив в классе анкеты выявляющие приоритеты в творческой деятельности и организации досуга.

Обратите внимание на результат

Интересы «жаворонков» показаны на 1 диаграмме, где преобладает интерес к занятиям в художественной и музыкальной школе. И конечно, игра в компьютер.

       Обратите внимание на преобладание интереса к спорту, танцам, туризму. Хотя также высок интерес к рисованию, при 100% уважении к компьютеру.

А вот у сов особый интерес, вызванный активным образом жизни, с таким же интересом к работе на компьютере.

Наше исследование показало, что в классе склонны к активному образу жизни – «совы», а к творчеству «жаворонки», «голуби» же универсальны. Это и спортсмены, и танцоры, художники и театралы, что подтверждают  факты,   опубликованные на сайтах интернета:

-ученые провели исследования среди жителей старше 50 лет, которое дало неожиданные результаты: совы оказались богаче жаворонков, кроме того и здоровье оказалось в целом лучше. Среди сов преобладают люди творческой профессии – артисты, музыканты, писатели. А вот жаворонки в большинстве своем математики- физики, инженеры и военные.

Если из двух влюбленных один - сова, а второй - жаворонок, то такая разница может негативно сказаться на отношениях. По статистике такие пары чаще ссорятся.

И немало важный факт: если женщина сова, это означает главенство в семье.

Определение суточного биологического ритма обучающихся класса.

 О существовании биологических ритмов людям известно с древних времен. Это дар природы описанный уже в «Ветхом Завете», где даны указания о правильном образе жизни, питании, чередовании фаз активности и отдыха. О том же писали ученые древности: Гиппократ, Авиценна и другие. Наша цель изучить, как влияют природные особенности человека на его образование и деятельность.[9]

Наука, изучающая роль фактора времени в осуществлении биологических явлений и в поведении живых систем, временную организацию биологических систем, природу, условия возникновения и значение биоритмов для организмов называется - хронобиология.[9] 

Основные положения хронобиологии свидетельствуют о том, что работоспособность человека  зависит от типа суточного ритма

Знание собственного физического биоритма, продолжительность которого 23 дня, особенно интересно тем, кто занят физическим трудом в любой форме – это танцоры, массажисты, строители, спортсмены, конечно  и т.д. В вышей фазе человек чувствует себя полным сил, физическая работа не требует больших затрат.

Эмоциональный ритм (продолжительность 28 дней) влияет на силу чувств, на внутреннее и внешнее восприятие, на интуицию и способность творить. В фазе подъема человек более динамичен, склонен видеть в жизни только приятные стороны, он добивается хороших результатов, способен сделать много полезного.

Продолжительность интеллектуального ритма 33 дня. Этот ритм затрагивает способность работать по плану, используя умственные способности. Эффект деятельности на стадии подъема определен поддержкой любой интеллектуальной деятельности, хорошее усвоение учебного материала. Ребенок способен сконцентрироваться.[9]

Наша исследовательская группа решила узнать, совпадают ли биоритмы у обучающихся класса. Для этого мы использовали таблицу EXCEL, которой может воспользоваться каждый и рассчитать свои биоритмы на 30 дней за 5 секунд.

Получив данные на класс, мы наложили полученные диаграммы, чтобы определить фазы совпадения. Вот такой результат мы получили (Приложение 4).

Мы определили 5 групп, где совпали физические биологические ритмы. Но предположение, что возможно совпадение интеллектуального ритма, для определения работы с данными группами не подтвердилось. Совпадение минимальны, что и говорит об индивидуальности каждого обучающегося класса, и о повышении интереса у педагогов в проведении занятий.

Заключение.

В заключении хотелось бы сказать, что влияние биоритмов происходит постоянно, они пронизывают нас, придают сил или напрочь лишают энергии. Все три биоритма связанны между собой и с другими факторами (состояние здоровья, возраст, окружающая среда, стресс и т.д). Взаимосвязь тела, чувств и духа ведет к тому, что воздействие каждого из них нельзя толковать однозначно, с этой точки зрения каждый человек индивидуален. Но мы, собрав данный материал, считаем, что он может помочь учителю эффективной работе в данном классе. Тем более, что при опросе перед началом работы – задумки вызывали интерес, а полученные данные востребованы.

Учителям надо обратить внимание на следующее:

-«жаворонки» легче адаптируются, среди этой группы больше людей с аналитическим складом ума – так называемых «левополушарных». Жаворонки – это гуманитарии - чувственники, легки на подъем, исполнительны, нуждаются в коллективе. Жаворонки – люди настроения, а их настроение и претензии за короткое время меняются несколько раз.

К голубям относится большинство людей. Эти счастливчики активны целый день, по мере надобности могут подстраиваться под любой режим, а времени для сна им нужно меньше, чем явным совам и жаворонкам.

Совы – умственники, технари – они основательны, индивидуалы, математики, настойчивы, фантазеры, законопослушны и спокойны. Они обладают хорошей памятью, способностью предвидеть и абсолютным музыкальным слухом.

 

Просмотров: 1100 | Добавил: RKD | Рейтинг: 3.7/3
Всего комментариев: 0
avatar
Меню сайта
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Август 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz