Применение основ функциональной грамотности на уроках физической культуры.
Мастер- класс по теме «Учимся для жизни».
Формирование функциональной грамотности рассматривается как условие становления динамичной, творческой, ответственной, конкурентоспособной личности (Из Государственной программы РФ «Развитие образования» (2018-2025 годы) от 26 декабря 2017 г:
Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных
задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
На уроках физической культуры учащиеся в первую очередь приобретают жизненный опыт для поддержания собственного здоровья. Научить детей использовать навыки ведения здорового образа жизни - значит заложить основы подержания своего организма и при умственной, и при эмоциональной, при функциональной нагрузке.
Еще одно из важных направлений работы на уроках физкультуры – это приобретение учащимися базы, богатого опыта, развитие умений функционально решать поставленные задачи. Ведь физкультура – это логическое мышление, математические и физические способности, применение знаний физиологии и биологии для эффективности деятельности в повседневной жизни.
На уроках физкультуры мы развиваем у детей креативное мышление, что является одним из основных составляющих функциональной грамотности.
Решать вопросы формирования функциональной грамотности нам помогает проведение мини-проектов на уроках, которые мы внедряем в течение трех лет.
Сегодня я предлагаю Вам принять участие в таком мини-проекте.
Наш мастер – класс пройдет в два этапа.
На первом этапе в виде разминки, мы познакомим вас с упражнениями жизненно важных именно для Вас – педагогов. Эти упражнения помогут снять напряжения в основных группах мышц, которые приводят к профессиональным заболеваниям: шейный хондроз, давление, искривление позвоночника.
Учимся снимать боль, для улучшения жизни.
1 упражнение. «Ангел»
Прижмитесь к стене спиной, головой и ягодицами. Ноги держите полусогнутыми примерно в 10 сантиметрах от плинтуса. Руки согните в локтях так, чтобы предплечья располагались перпендикулярно полу. Сожмите лопатки вместе и удерживайте позицию несколько секунд. Затем вытяните руки вверх. Повторите 10 раз.
2 упражнение. «Замок за спиной со сменой рук»
Перейдите в классическую стойку, расслабьтесь. Стопы разместите близко друг от друга, выпрямитесь, смотрите вперед. Поднимите правую руку над головой в строго вертикальное положение, согните локоть, опустите предплечье вниз. Затем разместите ладонь на область между лопаток. Теперь подведите за себя левую руку снизу, через бок и поясницу вытяните предплечье вверх. Пальцы обеих рук должны коснуться друг друга. Задержитесь, вернитесь назад и поменяйте руки. Это упражнение по мере выполнения помогает раскрепостить верхнюю зону корпуса. Сведение рук за спиной возвращает подвижность, укрепляет позвоночник, улучшает осанку. Повторить: 10-12 сведений на каждую сторону.
3 упражнение. Наклоны головы к плечу.
Стоя спиной к стене. Ноги на ширине плеч, руки на пояс. Касание стены головой, локтями, ягодицами. Наклон головы плавный в правую сторону, пытаемся положить голову на плечо. Плечи не поднимать. Зафиксировать положение на 5-10 секунд. То же в другую сторону. Повторить по 3 раза в каждую сторону.
4 упражнение. Полет рук.
Встаньте удобно. Руками зажмите боковой шов на спортивном трико. Закройте глаза, представьте, что вы отдыхаете на море, даче, в огороде и т.д. натяните руки в стороны, одновременно удерживая шов. Упражнение выполнять с напряжением 15 – 20 секунд. Резко отпустите руки, вы почувствуете полет рук и расслабление во всем организме.
Вот теперь мы готовы ко второму этапу работы.
Нам необходимо разделиться на 3 группы. В каждой группе помощник - учитель физкультуры.
Вам необходимо совместно решить поставленную задачу, чтобы добиться цели. А цель у нас выиграть у соперников выполняя упражнение на скорость. Обращаю внимание на то, что в проекте именно ставятся определенные задачи, для достижения цели.
Задача написана на карточке № 1. Передача мяча от первого игрока последнему.
У вас 1,5 минуты для выдвижения гипотез по решению данной задачи.
Посмотрим, какие варианты, нам предлагают команды.
Я вам предлагаю аргументы, которые помогут вам сузить круг упражнений.
Карточка 2. Передача мяча осуществляется в колонне.
У вас также 1,5 минуты.
Карточка три поможет вам выделить основное из предложенного ранее. То есть выделить объект из предмета в исследовательской деятельности.
Карточка 3. Передача мяча назад волной
В итоге мы прошли подготовку к основному тестированию.
В карточке 4 схема задания, которое нам необходимо протестировать и получить результат.
Проводим мини-соревнования. Соревнования проводиться в два этапа. 1 этап - передача мяча один раз от первого к последнему. Время останавливается, когда последний поднял мяч над головой.
2 этап – то же с переходом последнего вперед. Время останавливается, когда вся колонна перестроилась.
Определение победителя - за победу присуждается 1 очко, за 2 место – 2 о., за 3 место – 3 очка. Кто набрал наименьшее количество очков – выиграл. Награда за победу – аплодисменты. Еще одно из эффективных упражнений для снятия напряжения и умственной усталости.
Конечно, не все технические приемы можно предложить ребятам изучать опираясь, на жизненный опыт. Например, в волейболе много сложных технических приемов. И если, мы сразу не научим выполнять правильно, то и переучить в 85% не реально.
Но мы с вами учимся. И поэтому как продукт нашего проекта, мастер-класса мы предлагаем еще одно задание, но уже с техническим приемом игры «Волейбол».
Карточка 5.
Практическая значимость нашей работы заключается в том, чтобы накопить технико-тактический опыт работы с мячом, по необходимости применить в игровой деятельности, а так же, что лично значимо для Вас – это увеличение подвижности позвоночника.
На уроках физкультуры мы стремимся к тому, чтобы наши ученики могли применить полученный опыт или закрепленный жизненный, и что немало важно природные способности, для решения функциональных задач во время стрессовых ситуаций, на соревнованиях, когда требуется мгновенное принятие решения.
Мы считаем наши спортсмены – функционально, креативно грамотные люди. Значит выдвинутые приемы работы с мячом – а, именно, гипотезы подтверждены, задачи решены, цель достигнута.
Спасибо за внимание!
|