Описание методического кейса программы внеурочной деятельности «Сам себе МЧС», описание методических материалов, опыт и результаты работы.
Система работы по программе внеурочной деятельности «Сам себе МЧС» направлена на формирование первоначальных понятий и основ профессиональной подготовки. На занятиях учащиеся с пятого по одиннадцатый класс знакомятся с такими профессиями как спасатель, пожарный, медицинский работник, эколог, краевед, геолог и т.д.. Надо заметить, что практическая подготовка юных спасателей проходит как в природной, так и в техногенной среде. Основная задача – это подготовить учащихся к действиям в повседневной жизни, нестандартных экстремальных ситуациях, средствами спортивно-оздоровительного туризма и пожарно-прикладным видом спорта, на основании проведения профессиональных спасательных работ.
Учащиеся не только знакомятся с основами технико-тактических приемов, но и принимают участие в соревнования «Школа безопасности», «Юный спасатель», «Виват, Кузбасс!» «Юный спасатель (пожарный)», «Молодые профессионалы». Условия прохождения дистанций отличаются многопрофильностью и предъявляют к участникам очень высокие требования подготовки: принимать правильные решения; вести себя, согласно знаниям о природных и техногенных катастрофах; выживать в чрезвычайных условиях; оказывать первую доврачебную помощь.
Опыт работы организации профориентационной работы через привлечение учащихся к изучению основ спасательных работ. https://goo.su/pypXWBG
Педагогическая идея опыта работы по программе внеурочной деятельности «Сам себе МЧС» заключается в том, что рассматриваемые вопросы: обучение действиям и основам спасательных работ в различных ситуациях в повседневной жизни, в автономии, оказании помощи при ДТП, стихийных бедствиях; экологическая и личная безопасность, туристко - краеведческая и спортивно-туристическая деятельность отрабатываются на практике.
Новизна опыта работы заключается в подборе методических приемов и технологий направленных на поиск решения – процесс выдвижения гипотез, усмотрение противоречия, на осознание проблемы и желание ее разрешить.
Подготовка юных спасателей проводиться в двух направлениях:
- Формирование навыка личной безопасности: меры предосторожности в повседневной жизни, поведение в экстремальных ситуациях – «Оказание первой медицинской помощи», «Один на один с природой», «Личная безопасность», «Экологическая безопасность».
- Формирование практических навыков и умений спасателя, на основе особенностей профессиональной деятельности «Спасательные работы в природной среде», «Спасательные работы в техногенной среде», «Ориентирование», «Пожарная безопасность».
Содержание методического кейса
программы внеурочной деятельности «Сам себе МЧС»
Материалы, предложенные в методическом кейсе, направлены на подготовку учащихся к выполнению конкурсных заданий по профилю обучения.
1. Программа внеурочной деятельности «Сам себе МЧС» спортивно-оздоровительной направленности, для учащихся 5-11 классов, утвержденная приказом директора МБОУ «Трудармейская СОШ» и реализуется с 2014 года.
https://goo.su/n7JS
2.Технико - тактические особенности обучения приемам спортивного туризма https://goo.su/ImaKiE
Туризм средство обогащения жизненного опыта учеников знакомство с различными профессиями, средство познания красоты природы.
В методическом материале раскрыты особенности методики подготовки туристов 11-14 лет, особенности обучения учащихся техническим приемам, технико - тактические особенности обучения приемам преодоления препятствий: горизонтальных - «Бревно», «Параллельная переправа», «Траверс»; вертикальных - «Подъѐм» и «Спуск».
3. Методические рекомендации по проведению занятий по спортивному ориентированию. https://goo.su/nQw9
Ключевое слово в названии вида спорта «ориентирование» наводит непосвященных на мысль о размеренной, неторопливой работе с картой на лоне природы. В действительности это стремительный вид кросса на незнакомой местности, связанный с определенной физической и эмоциональной нагрузкой.
Учащиеся на занятиях по ориентированию нарабатывают умения определять масштаб карты и высоту сечения рельефа. Необходимо на занятиях отрабатывать следующие задачи: выбор пути, скорость передвижения, надежность выбранного варианта, при котором возможность сбиться с пути минимальна, выделение опорных ориентиров.
Для поддержания интереса к занятиям предлагаются игровые комбинации, ситуации, тактические задачи.
4. Организация туристических маршрутов. https://goo.su/Cfwh
В материале рассматриваются основы организации туристических маршрутов для проведения экскурсионной деятельности, выполнения нормативов ВФСК «ГТО», тренировочных маршрутов.
1.Маршрут однодневного лыжного похода по окрестностям п. Трудармейский «По Тырганским уступам».
2. Туристско-краеведческий маршрут «По тропинкам родной области».
3. Организация туристско-тренировочных маршрутов: в районе ___Кузнецкой котловины__по маршруту: с. Лучшево – п. Калачево с двумя ночлегами в полевых условиях; п. Трудармейский – река Еловка – р. Тербезинка– р. Оселковский ключ – п. Каменный Ключ – п. Трудармейский с 3 ночлегами в полевых условиях; п. Трудармейский - ст. Инченково – д. Инченково, озеро на речке Долгий - п. Трудармейский с 3 ночлегами в полевых условиях
5. Типовое конкурсное задание чемпионата «Молодые профессионалы» в компетенции «R10J Спасательные работы». https://goo.su/KvBEDo
Чемпионат «Молодые профессионалы» - это командный (групповой) конкурс. Состав команды 5 человек.
Содержанием конкурсного задания являются: работы, связанные с аварийно-спасательными и другими неотложными работами. Конкурсное задание имеет 5 профессиональных модулей, модули по своей специфики могут быть объединены между собой и представлять один модуль с различными функциями и сохранением сложности:
Пожарно-строевая подготовка;
Аварийно-спасательные работы: деблокирование, извлечение и оказание первой помощи пострадавшим в различных видах ЧС;
Тактика тушения пожаров;
Полоса препятствий (элементы физической подготовки);
«Работы» на высоте (Промышленный альпинизм).
6. Виды и способы решения ситуационных задач по действиям населения при ЧС. https://goo.su/BmhwGx9
Ситуационные задачи по оказанию первой помощи. https://goo.su/CzpnDS
7. Игры и игровые упражнения https://goo.su/ziXk6q
В методическом материале подобранны игровые задания для отработки технических приемов на занятиях
Результаты реализации программы внеурочной деятельности
«Сам себе МЧС»
Социальный опыт, приобретенный на занятиях, позволяет ребятам определиться с будущем. После окончания школы многие обучающиеся выбрали свою будущую профессию, связанную с профилем занятий (информация представлена с 2006 года, 14 летний профессиональный стаж в данном направлении):
- учителя физической культуры – 16 человек,
- пожарная безопасность – 6 человек,
- технолог - спасатель – 8 человек
- безопасность на предприятии – 4 человека,
- медицинский работник – 22 человека,
- по специальности «Туризм» - 6 человек,
- геологическая разведка – 2 человека,
- военные высшие учебные заведения – 2 человека.
За данный период некоторые учащиеся вернулись работать специалистами в муниципальный округ.
2022 г. – г. Владивосток. Победители Отборочных соревнований, приравненных к Нацфиналу "Молодые профессионалы" "Worilskils" в компетенции "Спасательные работы".
2016 г.- г. Владивосток. Призеры соревнований модуля «Школа безопасности» программы «Служить России».
С 2009 года участники, призеры, победители соревнований: «Школа безопасности», «Юный спасатель», «Юный спасатель (пожарный)». 2022 г. – Победители региональных соревнований «Юный пожарный (спасатель)».
С 2009 года призеры и победители региональных соревнований по спортивному ориентированию «Виват, Кузбасс!», 100% выполнение разрядов.
С 2018 года ведется блог учащихся МБОУ «Трудармейская СОШ» и блог «Общие правила БЖД при ЧС.
2014-2022 гг. - Победители и призеры муниципальных, региональных, межрегиональных, федеральных научно-практических конференций и научно- исследовательских конкурсов.
|